Актуальность и постановка проблемы исследования. Целостному, концептуально построенному осмыслению коммуникативной культуры предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, посвященные изучению разных слагаемых культуры личности и коммуникативно-информационного подхода к данной категории (в терминах коммуникативно-родового понятия). Научное понятие "коммуникативная культура" еще не нашло своего раскрытия ни в педагогических словарях, ни в педагогической энциклопедии. Несмотря на это, нельзя сказать о слабой теоретико-методической проработке данного феномена. В современном научно-педагогическом информационном поле представлены различные подходы к трактовке данного понятия: методологический (Е.В. Бондаревская, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина и др.), мировоззренческий (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов и др.), психологический (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.А. Зимняя, И.Б. Котова, А.А. Леонтьев, Е.И. Рогов, Ю.А. Шерковин и др.), социологический (Т.М. Дридзе, С.И. Самыгин, А.А. Реан, Е.В. Руденский и др.), лингвистический (Б.Н. Головин, Н.Н. Кохте-рев, А.К. Михальская и др.), искусствоведческий (П.М. Ершов, А.А. Мурашов и др.), адаптивный (В.Т. Ащепков, Г.М. Якушева и др.), духовный (А.И. Солженицын, Э.В. Соколов и др.), что объяснимо взаимопроникновением научных знаний из одной области в другую. По проблеме исследования нами были проанализированы труды как отечественных, так и зарубежных ученых (R. De Charms, K. Linklater, Д. Майерс, К. Роджерс, П. Сопер и др.).
Усилиями группы ученых Ростовского государственного педагогического университета под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Е.В. Бондаревской глубоко проработана область существования исследуемой нами категории "коммуникативной культуры". В диссертационных исследованиях нашли свое отражение следующие феномены: стороны общей культуры личности - интеллигентность в системе высшей школы (Л.Г. Викторова), адаптивность в системе высшей школы (В.Т. Ащепков), музыкальность (Н.Б. Волчегурская); отдельные структурные компоненты: личностно-профессиональное развитие (Е.И. Рогов), личностно-профессиональная индивидуальность (Ю.Г. Хлопков), личностно-педагогическая саморегуляция (Г.А. Качан), психолого-педагогическая компетентность (Е.В. Попова), гуманная педагогическая позиция (Л.В. Занина), творческая педагогическая деятельность (Л.Г. Князева); факторы становления и развития: в процессе практики (Т.Ф. Белоусова), в условиях обновления школы (Е.Ю. Захарченко), в профессионально-педагогической подготовке (Е.А. Попова, Г.В. Звездунова), в подготовке будущего учителя начальной школы (М.Г. Рудь), старших дошкольников (И.И. Иванец) и др., что нашло свое отражение в ходе нашего исследования.
В данной ситуации спектр изучаемых основополагающих вопросов нашего диссертационного исследования меняется по мере развития научной педагогической мысли, а также по мере того, как практика осознает проблемы реализации новых, наиболее совершенных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов.
Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современной высшей школы:
- между теоретическими подходами, сложившимися в гуманистической модели образования, и недостаточной разработанностью современных технологий их реализации;
- между формальным признанием необходимости построения содержания учебного процесса в высшей школе на демократической интегративной культуросообразной основе общения и отсутствием реальной практики конструирования педагогического процесса как средства и условия развития коммуникативной культуры будущего специалиста;
- между требованиями государственного образовательного стандарта к развитию у будущих специалистов профессиональной коммуникативной культуры и традиционным предметоцентрированным подходом к организации учебного процесса в вузе;
- между растущими требованиями к профессиональному мастерству, умению делового общения и недостаточным уровнем их квалификации.
С учетом указанных противоречий обозначена проблема исследования: каковы педагогические условия развития коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе?
Недостаточность теоретической и практической разработанности проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Выше изложенное определяет актуальность избранной темы исследования. Ее результаты могут позволить уточнить и скорректировать ряд теоретических положений, касающихся системы организации учебного процесса в вузе, основанного на использовании инновационных технологий, способствующих развитию коммуникативной культуры будущего специалиста.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментальным путем доказать эффективность педагогических условий, способствующих развитию коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Объект исследования - педагогические условия, влияющие на эффективность развития коммуникативной культуры студентов.
Предмет исследования - процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что педагогический процесс высшего учебного заведения может выступить условием развития коммуникативной культуры будущего специалиста при соблюдении определенных требований к этапам, концентрам учения, формам, средствам и методам обучения: понимание личности студента как результата культурно-исторического и индивидуального процесса развития; организация педагогического процесса, в ходе которого формируется коммуникативная культура будущего специалиста, на основе принципа единства фило - и онтогенеза; развитие коммуникативной культуры студента современного вуза как приоритет профессиональной подготовки; разработка и внедрение системы психолого-педагогической диагностики уровня сформированности коммуникативной культуры студента в процессе профессиональной подготовки в современном вузе; проведение сопоставительного анализа современных программ и концепций развития коммуникативной культуры будущих специалистов. В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: обосновать теоретические и методологические основы коммуникативной культуры будущего специалиста в совокупности педагогических условий ее развития; определить сущность и структуру коммуникативной культуры в педагогическом процессе современного вуза; выявить основные характерные черты современного преподавателя вуза, ориентированного на гуманистическую педагогику; разработать педагогические технологии (культуросообразного, диалогичного, универсального типа), адекватные студенческому возрасту и обусловливающие развитие его коммуникативной культуры; создать, апробировать и внедрить в практику реализации государственных образовательных стандартов специальный курс "Основы педагогического общения".
Методы исследования. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, психодиагностические методы, педагогический эксперимент, моделирование, методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.
Методологическая основа исследования включает: философскую концепцию о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, а также деятельности как способа самореализации человека в труде и общении; философию субъектно-гуманистического подхода, взаимосвязи теории и практики, понимания культуры как философской категории, обуславливающей изменения целостной модели образования. В качестве методологии также выступали гуманистические теории развития становления личности, идеи демократизации личностно-ориентированного подхода в процессе исследования.
Диссертационное исследование выполнено на основе системного подхода, общих положений логики, теории познания, сравнительной педагогики, отечественной дидактики и педагогической психологии.
- Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
- Искусство общения как основа коммуникативной культуры
- Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях
- Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий
- Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза
- Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки
- Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
- Заключение
Материалы по теме:
Атрибуты личности
Воля
Воля— свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества ...
Экспериментальная психология
Мощное течение в психологической мысли России было представлено так называемой экспериментальной психологией. Становление направления, базирующегося на экспериментальном методе исследования психических явлений, осуществлялось под воздейст ...
Достоинства и недостатки применения компьютерных технологий
Внедрение компьютеров в психодиагностику в настоящее время идет главным образом по пути создания автоматизированных версий отдельных методик. Большинство этих версий касается методик со стандартизированными вербальными и статическими неве ...
Главные разделы