Самооценка и ее формирование в младшем школьном возрасте

Материалы » Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников » Самооценка и ее формирование в младшем школьном возрасте

Самооценка - это ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка относится к центральным образованиям личности. Являясь регулятором поведения и деятельности, самооценка в значительной степени определяет успешность социально-психической адаптации личности. Высокая самооценка не всегда является гарантией хорошей адаптированности. С одной стороны, она защищает от тревоги, влияет на успешность деятельности, с другой - иногда становится причиной плохой адаптации. Лица с высокой самооценкой часто не могут дать адекватную оценку своим действиям, склонны перекладывать ответственность за неудачи на свое окружение, ставят себя выше других, что затрудняет общение и снижает успешность деятельности.

Принято различать общую и частную самооценку [8]. Общая самооценка - это обобщенное представление личности о себе. Она является онтогенетически более ранним видом самооценки. Частная самооценка формируется на основе общей в результате развития таких компонентов Я-концепции, как «Я-реальное» и «Я-идеальное». Их появление становится возможным благодаря развитию способности к рефлексии.

В возрасте 6-7 лет имеет место прежде всего общая самооценка, которая характеризуется глобально-позитивным отношением к себе. Отрицательные оценки, как правило, являются ситуативными, носящими временный характер. В 9-10 лет гораздо чаще встречается низкая самооценка. Дети обладают более ясными представлениями о собственной ценности и компетентности в различных видах деятельности [42].Частная самооценка только начинает формироваться. У ребенка появляются элементарные представления о своем будущем. Никольская И.М. и Грановская P.M. отмечают, что у младшего школьника психологическое время личности еще небольшое и охватывает его сегодняшний день и недалекое будущее.

Формирование самооценки у ребенка в период начального обучения в школе происходит путем интериоризации чужих оценок. Самооценка непосредственно зависит от характера оценок, даваемых ему учителем, а также от оценок одноклассников, которые переносят учебные оценки на все сферы деятельности и личность в целом. В связи этим, относительно устойчивая, адекватная самооценка наблюдается у хорошо успевающих младших школьников. Они уверены в себе, позитивно оценивают себя и свои возможности. Для неуспевающих школьников характерна категоричная, неадекватная низкая самооценка. Эти дети склонны чуть ли не в каждом деле видеть непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности.

Таким образом, у младших школьников имеется общая и развивается частная самооценка. Отношение к себе зависит от оценок, даваемых учителем и одноклассниками, которые в свою очередь в значительной степени определяются успешностью в обучении. Возраст 7-10 лет считается сензитивным для становления адекватной самооценки. Вместе с тем в научной литературе отсутствует описание особенностей общей и частной самооценки мальчиков и девочек.

Материалы по теме:

Спорт как вид деятельности
У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Деятельность - это целесообразное приобретение объекта субъектом для получения продукта, удовл ...

Понятие агрессии и агрессивного поведения в психологии
Различными исследователями предложено множество определение агрессии, однако ни одно из них не может быть признано исчерпывающим или общеупотребительным. Авторский коллектив под руководством Н.М.Платоновой, проведя исследование по изучен ...

Развитие способности к личностной саморегуляции у дошкольников
Способность человека к личностной саморегуляции является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования – его свободы. Свобода человека сохраняется при любых внешних обстоятельствах и выражается в возможности выбира ...