Память теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие памяти происходит параллельно с развитием человека.
Память в раннем детском возрасте - одна из центральных основных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции. Анализ показывает, что мышление ребёнка раннего возраста во многом определяется его памятью. Мыслить для ребёнка раннего возраста – значит вспоминать, опираться на свой прежний опыт. На протяжении детского развития межфункциональные отношения памяти изменяются в противоположную сторону, теперь для ребёнка вспоминать – значит мыслить [8, с.394].
В раннем детстве и младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникает задача запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. 2-х – 3-х-летний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное воздействие. Особенностью детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы
и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В силу ограниченности жизненного опыта у детей недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается на наглядно воспринятые отношения предметов [48, с.162].
Первые проявления преднамеренного, произвольного запоминания отмечаются на четвертом-пятом году жизни, это связано с развитием второй сигнальной системы и усилением ее роли в регуляции поведения ребенка. Вначале преднамеренное запоминание и воспроизведение возникают при выполнении ребенком каких-либо поручений или заданий, особенно если непосредственно связаны с основным видом деятельности детей этого возраста – игрой. Интерес к игре способствует развитию преднамеренной памяти, так как создаёт сильное эмоциональное подкрепление для запоминания и воспроизведения требуемых действий. [48, с.162].
В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребёнок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдалённым целям, а так же со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием взрослых у ребёнка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причём припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным. [48, с.164].
Складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребёнка.
Таким образом, память в детском возрасте – одна из основных психических функций. Развитие памяти происходит с развитием у ребёнка первых условных рефлексов. В раннем возрасте память носит непроизвольный характер, в среднем дошкольном возрасте функция памяти усложняется, запоминания становятся произвольными. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем совершенствуется по мере накопления жизненного опыта.
Непроизвольная и произвольная память представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Непроизвольная память имеет огромное значение в жизни человека, на её основе без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная по объёму и по жизненному значению часть человеческого опыта. В деятельности ребёнка не редко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память. Произвольная память предполагает обязательное присутствие специальной мнемической задачи, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. В первые два - три года жизни у детей ещё мало временных связей, но по мере развития речи и накопления опыта, количество и степень систематизированности связей возрастает. Благодаря этому одно и тоже внешнее запечатление связывается со многими другими, результатом этого является прочность памяти и её осмысленность.
Материалы по теме:
Характер
В психологии понятие «характер» (с греческого «печать», «чеканка») означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы п ...
Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность в младенчестве
По определению Леонтьева - это та деятельность , развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.
Неразрывно с теорией ведущего типа деятельност ...
Психологические проблемы организации взаимодействия
человека с ЭВМ
Интенсивное развитие информационно-вычислительной техники и ее широкое использование при решении различных технических и управленческих задач обусловило актуальность исследований и разработок, связанных с проблемой организации эффективног ...
Главные разделы