Особенности развития непроизвольной и произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Материалы » Дидактические игры как средство развития произвольной памяти у детей с ЗПР » Особенности развития непроизвольной и произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Страница 1

Проблема задержки психического развития в течение последних тридцати лет привлекает большое внимание исследователей.

Задержка психического развития – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка. [14, с. 25].

У детей с задержкой психического развития отмечается сниженная работоспособность, вследствие возникающих у них явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости. Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. Отклонения в познавательной деятельности наиболее отчетливо обнаруживаются именно как снижение памяти. Причины нарушения памяти у детей с задержкой психического развития обусловлены как различными клиническими факторами, так и психолого-педагогическими факторами. В связи с этим выявляют разнообразные нарушения памяти, недоразвитие всех видов запоминания, объем, и точность произвольного запоминания существенно отличается от нормально развивающихся детей. Повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции, характерна низкая скорость запоминания, уменьшение объёма памяти, увеличение скорости забывания [14, с. 75]. В работе Ю.Г. Демьянова (1968) , изучавшего особенности мнемической деятельности у детей с задержкой психического развития, было установлено, у них наблюдаются отклонения как в области зрительной, так в области слуховой памяти. Основная ошибка этих детей, при воспроизведении материала, замена слов подлинников синонимами, наблюдаются повторы, ребёнок перечисляет то, что запомнил несколько раз, наблюдается привнесение новых слов.

На первых порах обучения ребёнка в школе очень важную роль играет его непроизвольная память. Экспериментальное обучение показало, что на основе преимущественного использования непроизвольного запоминания можно достигнуть высоких результатов. В обычных условиях обучения целый ряд фактов, понятий, правил, ребёнок запоминает непроизвольно в процессе выполнения заданий, упражнений, требующих известной мыслительной активности.

Специальные психологические исследования свидетельствуют о том, что дети с задержкой психического развития овладевают учебным материалом на основе непроизвольного запоминания с гораздо меньшим успехом, чем их нормально развивающиеся сверстники. Одной из существенных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития является снижение их познавательной активности. В исследованиях Т.В. Егоровой эта проблема была подвергнута специальному изучению. Одна из применявшихся в работе экспериментальных методик предусматривала использование задания, цель которого состояла в выявлении оценки продуктивности непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития. Данная методика заключалась в следующем: детям предлагалось разложить картинки с изображением предметов на группы, взяв за основу стоящие в начале названий этих предметов буквы, подбирать слова противоположные по смыслу называемым экспериментатором, выбрать из расположенных на столе картинок ту, которая подходит по смыслу к указанной экспериментатором. Во всех случаях ребёнку не говорится о необходимости запомнить материал, с которым он производил те или иные операции. По окончании выполнения задания ребёнок по просьбе экспериментатора должен припомнить материал, служивший объектом его деятельности. Результаты таких опытов показали, что продуктивность непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Главное отличие заключалось не столько в неодинаковой непродуктивности, сколько в разном отношении к поставленной цели. Дети с задержкой психического развития самостоятельно почти не предпринимают попыток добиваться более полного припоминания и редко предпринимали для этого вспомогательные приёмы. В тех случаях, когда это всё не происходило, зачастую наблюдалась подмена цели действия.

Вспомогательный способ использовался не для припоминания нужных слов, а для придумывания новых, посторонних слов[18,с. 74].

У детей с задержкой психического развития происходят те же новообразования памяти, что и у нормально развивающихся дошкольников, но с отставанием на два, три года. Так если у нормально развивающихся детей саморегуляция процессов запоминания и воспроизведения к пяти, шести годам уже сформирована, то у детей с задержкой психического развития обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процессов запоминания и в младшем школьном возрасте.

В работе Т.В. Егоровой анализируются многие стороны преднамеренного запоминания у детей с задержкой психического развития. Для разностороннего рассмотрения характеристик произвольной памяти таких детей ею было проведено исследование с использованием нескольких дополнявших друг друга методик с заучиванием. В частности это были задания на опосредованное запоминание, на заучивание небольшого текста, в котором недостаточно выражены причинно-следственные связи между происходившими событиями. В исследованиях анализировались как количественные показатели, так и определение качественных особенностей деятельности испытуемых. [16, с. 69].

Страницы: 1 2

Материалы по теме:

Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьного возраста
Р. С. Немов под личностью рассматривал человека, представителя определённого общества, сознательного деятеля, занимающего в нём определённое положение, выполняющего социальные роли, наделённого природными особенностями. По мнению Л.Ф. Об ...

Теория приватности как направление зарубежной психологии
Представлено одно из направлений зарубежной психологии - психология приватности, находящаяся на пересечении средового подхода и проксимики. Психологическая приватность понимается как способ создания и поддержания идентичности посредством ...

Теории привязанности
Боулби Дж.(1973), основоположник «Теории привязанностей», его последователь Эйнсворт М.(1979) и другие (Фалберг В.(1995), Спитц Р.А.(1968), а также Авдеева Н.Н.(1997), Ершова Т.И. и Микиртумов Б.Е (1995)), доказали важность привязанностей ...