Уровни методологического анализа

Материалы » Методологические принципы психологии » Уровни методологического анализа

Страница 1

1-Частная (специальная) методология. (Совокупность принципов применяемых в определенной области, методология отдельной науки).

2-Общенаучная методология. (Учение о структуре, способах, методах познания).

3-Философская методология. (Общий философский подход, самые общие принципы и методы познания явлений действительности).

Очевидно, что философские принципы не могут быть применены в исследованиях науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. На основе общих философских принципов строится методология психологического исследования. В то же время конкретные методологические приемы могут быть относительно независимыми от методологических принципов и применяются практически в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентации. Обладая относительной самостоятельностью, они зависят от теоретических позиций исследователя и той научной школы, в рамках которой они были созданы.

Так, согласно методологическому принципу единства сознания и деятельности, сознание (психика) формируется в закономерно сменяющих друг друга видах деятельности и в ней проявляется. В то же время деятельность регулируется сознанием, различными психическими образованиями (цель, мотивы и др.). Так. о внутренней психической жизни человека мы судим по внешним ее проявлениям: действиям, речи, выразительным движениям, результатам продуктивной деятельности и т.д.

Взаимосвязь методологии и методик исследования объединяет методики исследования.

Методики исследования:

1-Конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.

2-Методы исследования.

3-Способы получения фактов, отвечающих методологическим принципам.

4-Стратегии исследования.

5-Общий путь построения исследования.

6-Требования к построению исследования.

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования.

Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов, т.е. организационные методы включают:

1-Сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности и др.), лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени) и комплексный (в исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов.

2. Эмпирические методы — это методы сбора первичной информации включают:

• обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

• различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий);

• психодиагностические методы (тесты стандартизованные, тесты проективные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия);

• праксиметрические методы — это приемы анализа процессов и продуктов деятельности): хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности;

• моделирование:

• биографический метод.

3. Методы обработки данных включают: методы количественного (статистический) и качественного (дифференциация материала по группами) анализа, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности.

4. Интерпретационные методы, предполагающие различные приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, и их сопоставление с ранее установленными фактами. Они включают

• генетический метод — предполагает исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический). так называемое исследование «вглубь»;

Страницы: 1 2

Материалы по теме:

Изучение развития игры детей с недостатками слухового восприятия
Известно, что любая игра активизирует ребенка, а значит и его развитие. Рассмотрим, как развиваются игры у детей с недостатками слухового восприятия и каким образом они способствуют развитию этих детей. В последние годы были определены о ...

Развитие наглядно-образного мышления у детей с ЗПР в дидактической игре
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, слож ное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и са мостоятельной игровой деятельностью, и средством всесторонне ...

Подходы к исследованию антиципационных способностей в психологии
Обобщая имеющиеся работы в зависимости от использующихся методологических и объяснительных схем, можно выделить следующие подходы к исследованию антиципационных способностей. Основополагающим во многих отношениях является структурно-уров ...