Рассмотрим особенности переживания ребенком трудностей первого рода в контексте ненормативных семейных кризисов.
Измена как ненормативный семейный кризис, только с первого взгляда не затрагивает ребенка. Дети очень восприимчивы к ссорам. А измена без ссор немыслима. Сила и глубина реакции на ссору родителей зависит от их возраста, от опыта, полученного до сих пор в семье, в жизни, от их характера, темперамента, воспитанности, чувствительности. Дети младшего возраста бывают так поглощены эмоциями ужаса, страха, страдания, что оказываются не в состоянии противопоставить им хотя бы слабые барьеры разума.
Даже если дети очень малы, они все равно ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях. Для них гармония в семейных отношениях значит то же, что вода для рыбы; они не могут свободно «плавать», если в семье царит раздраженная атмосфера. Замечено, что и дети дошкольного возраста реагируют на ссоры между родителями очень осмысленно и тонко их чувствуют. Для них внешне незначительный обмен словами между родителями имеет большое значение; родители понимают это только тогда, когда дети просят их помириться.
Переживание горя ребенком происходит не так, как у взрослого. Как указывает К.Лийк, ребенок, переживающий горе, часто становится более замкнутым, молчаливым, в острых случаях даже наступает мутизм - полная потеря речи на нервной почве [29, с.54] (этот сюжет довольно часто встречается в кино и в литературе, можно вспомнить фильм «Патриот» или книгу «Два капитана»). Автор указывает, что сам ребенок может не осознавать связи своего состояния с потерей. Он часто жалуется, что ему «скучно», но на предложение чем-нибудь заняться отвечает «неохота». Самым предпочитаемым обществом становятся для него маленькие дети (еще не умеющие говорить), очень старые люди, домашние животные. Их преимущества в том, что они «не пристают», но при этом избавляют от одиночества, с ними можно просто посидеть рядом, прикоснуться, поухаживать без риска вторжения в свой внутренний мир.
Н.Аккерман указывает, что часто дети в состоянии горя часами выполняют однообразные действия - расставляют рядами игрушки, раскладывают по коробкам карандаши или пуговицы [1, с.112]. Они охотно соглашаются на самую рутинную работу, например, чистят картошку. Еще одно излюбленное их занятие - натягивать повсюду веревки и нитки, обматывая ножки мебели, связывая между собой разные предметы. Таким образом, пишет автор, они пытаются как бы «связать» оборванные нити своей жизни, помочь внутреннему процессу наведения порядка и преодоления хаоса.
Выходя постепенно из стадии шока, ребенок может столкнуться с новыми аспектами горя. Один из них, пишет М.И.Буянов, - гнев [10, с.64]. Взрослые тоже испытывают гнев после потери, злясь на врачей, которые не сделали всего необходимого, на самих себя, что не предусмотрели, не спасли, на судьбу, на самого ушедшего - почему не был осторожен, почему не лечился, почему не подумал о нас. Ребенку признаться себе, что он злится на покинувшего его родителя, очень страшно. Это особенность детской психики - ребенок еще не осознает в полной мере границ между личностями и сознаниями разных людей [10, с.65].
Самому ребенку его злость кажется немотивированной, безадресной. А.Д.Андреева говорит о том, что ребенок может ни с того ни с сего, на фоне ровного настроения, вдруг пнуть ногой игрушку, стул, или ударить кулаком по чему придется [3, с.92]. Кроме вспышек ярости, могут возникать дисфории - продолжительные периоды дискомфорта, раздражения непонятно на что и на все сразу. Ребенку может разонравиться привычная еда, начинает раздражать одежда, мешают громкие звуки, сильные запахи.
Материалы по теме:
Избавление от неполноценных лиц как форма самозащиты человека и государства
в древности
В разные исторические эпохи восприятие здоровыми согражданами лиц, имеющих физические и психические недуги, имело свои особенности и складывалось по-разному. Так, история отношений к аномальным детям в Древних Греции и Риме свидетельствуе ...
Эпигенетическая теория развития личности Эрика
Эриксона
Теория Эрика Эриксопа так. же, как и теория Анны Фрейд, возникла из практики психоанализа. Как признавал сам Э. Эриксон, в послевоенной Америке, где он жил после эмиграции из Европы, требовали объяснения и коррекции такие явления, как тре ...
Психологические условия педагогической деятельности и личности учителя
Про деятельность учителей написано много замечательных книг, авторами которых были и ученые – теоретики, и педагоги – практики. Назовем только некоторые известные всем фамилии: В.А. Сухомлинский, Ф.М. Гоноболин, Г.С. Костюк, А.И. Щербаков ...
Главные разделы