Наиболее элементарная форма нарциссизма проявляется у среднего человека в его отношении к своему телу. Большинству людей нравится собственное тело, лицо и фигура, и, если их спросить, хотели бы они поменяться с кем-нибудь, кто, к примеру красивее их, они ответят на это решительным отказом. Рассмотрим два феномена, которые на первый взгляд не имеют ничего общего между собой, но все же оба отмечены нарциссизмом. Некая женщина проводит ежедневно по многу часов перед зеркалом, причесываясь и подкрашиваясь. Она делает это не только потому, что тщеславна. Она прямо одержима своим телом и своей красотой, и ее тело является для нее единственной значительной реальностью. Ее поведение напоминает греческую легенду о прекрасном юноше Нарциссе, который пренебрег любовью нимфы Эхо, умершей затем от разбитого сердца. Немезида (или Афродита) наказала его тем, что он влюбился в собственное зеркальное отражение в воде озера и погиб от восхищения собой.
Греческая легенда явно указывает на то, что такого рода "самовлюбленность" есть проклятие и что в своих экстремальных формах она приводит к саморазрушению. Другая женщина (это вполне может быть и та же самая, только несколькими годами позже) страдает от ипохондрии. Хотя она и не пытается себя приукрасить, эта женщина также все время занята своим телом, поскольку постоянно боится болезней. В данном случае за обоими феноменами скрывается одинаково нарциссичная занятость собственной персоной, ограничивающая проявление интереса к окружающему миру.
Сходным образом обстоит дело с моральной ипохондрией. Здесь человек опасается не болезни или смерти, а боится провиниться. Такой человек постоянно размышляет над тем, в чем он виноват, что он сделал неправильно, и т. п. В то время как со стороны, а также в своих собственных глазах он производит впечатление особо совестливого и морального человека, даже готового заботиться о других, на самом деле он занят только самим собой, своей совестью, тем, что могут сказать о нем другие. Нарциссизм, лежащий в основе физической и моральной ипохондрии, отличается от нарциссизма тщеславного человека лишь тем, что он менее заметен для неопытного глаза. Этот род нарциссизма, который К. Абрахам классифицировал как негативный нарциссизм, обнаруживается особенно отчетливо в состоянии меланхолии. Подобные состояния характеризуются чувствами собственной недостаточности, нереальности и самообвинения.
В менее выраженной форме нарциссическое ориентирование встречается также в повседневной жизни. Об этом свидетельствует одна шутка: Писатель встречает друга, долго и нудно рассказывает ему о себе. Наконец он говорит: "Я так долго говорил о себе. Теперь давай поговорим о тебе. Как тебе нравится моя последняя книга?" Этот человек является типичным представителем тех, кто занят только собой и интересуется другими лишь постольку, поскольку они являются эхом его собственной персоны. Даже когда они проявляют себя как люди любезные, готовые помочь, они делают это зачастую лишь потому, что сами себе нравятся в этой роли; они употребляют всю свою энергию на то, чтобы восхищаться собой, вместо того чтобы посмотреть на вещи глазами человека, которому они помогают.
Материалы по теме:
Страх и радость одиночества
Одиночество неизбежно, но осознание и принятие этого факта несет свободу · 12 июня 2008 г.
Одиночество — пугающая штука.Так, по крайней мере, его обычно воспринимают. Остаться совершенно одному, без друзей, без любимых, без родственников ...
Свойства гипноза
Многие люди представляют себе гипноз как глубокий транс, своего рода бессознательное состояние, в котором становятся доступными самые глубинные слои психики. Однако подобная глубина гипноза достигается лишь примерно у 20% пациентов. Больш ...
Состояние проблемы в современной психолого-педагогической литературе
На данный момент существует достаточно небольшой количество литературы на тему Раннего Детского Аутизма. Еще меньше на тему особенностей развития детей, их проблем в обучении, социальной адаптации, и каких-то рекомендаций родителям и педа ...
Главные разделы