Н. Д. Левитов различает три вида способностей: общие (так называемый интеллект), групповые (например, к музыке, к технике и т.п.) и специфические (например, в области музыкальных способностей: музыкальный слух, чувство ритма, чувство мелодии и гармонии и т.д.). [31]
Н. И. Шевандрин выделяет общие и специальные способности. Под общими способностями он понимает индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения специальными знаниями и реализации различных видов деятельности. Примерами общих способностей являются интеллектуальные, трудовые, к обучению. Специальные способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения специальными знаниями и осуществления определенной деятельности. Примерами специальных способностей могут быть художественные, математические, педагогические, художественные, организаторские и т.п. [61]
Е. А. Шумилин к общим способностям относит такие психические свойства как качества ума: широта и глубина ума, его самостоятельность и гибкость, последовательность и быстрота мысли; качества памяти: живость памяти, полнота, точность и прочность запоминания; и наблюдательность. Специальные способности – это психические свойства, которые особенно необходимы в специальных областях деятельности. [65]
Т. И. Артемьева подчеркивает что, специальные способности представляют собой «своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях». Уровень специальных способностей зависит от общих требований к возможностям человека. [10]
Т.И. Артемьева считает, что в психологической структуре способностей необходимо учитывать компоненты:
1. общий, включающий в себя качества, присущие всем людям;
2. специальный, обусловленный в основном системой операций, связанных с деятельностью индивида, с ее специфическими особенностями;
3. индивидуальный, указывающий на неповторимость и своеобразие способностей именно данного индивида. [10]
К. К. Платонов в своей работе «Проблемы способностей» говорит, что хотя способности и не являются самостоятельными свойствами личности, их нельзя рассматривать в отрыве от личности. Способности – это структура свойств личности, которые входят в ее четыре основных подструктуры, но только нужных для освоения какой-либо деятельности. Способности – это степень соответствия личности в целом отдельной личности.
К.К. Платонов выделяет «хорошие способности» и «плохие способности». Неспособность (плохие способности) - это такая структура личности, которая неблагоприятна для освоения определенного вида деятельности, выполнения ее, и совершенствования в ней. Неспособность, как и способность, раскрывается через отношение структуры личности и требований к ней данной деятельности.
К. К. Платонов различает четыре основных рода способностей по двум основным критериям: элементарные и сложные, общие и особенные. К элементарным общим способностям относятся основные формы отражения, свойственные всем людям, хотя и неодинаково у различных людей выраженные. Например, способность суждения, эмоциональной памяти, воображения. К элементарным частным относятся отдельные свойства (черты личности), сформировавшиеся на основе индивидуально своеобразного обобщения соответствующих психических процессов (выраженная сообразительность, доброта, смелость). К сложным общим способностям относятся способности к труду, к общению и речи, к обучению, воспитанию, свойственные, хотя и не в равной мере всем людям. Сложными частными (специальными) являются профессиональные способности. [43]
Материалы по теме:
Система "человек-машина"
Представим себе, что человек управляет каким-либо объектом. Будет ли это железнодорожный диспетчер или авиадиспетчер, летчик или машинист электростанции, - во всех случаях процесс управления имеет некоторые общие черты. Все изменения упра ...
Специфика социально-психологической проблематики личности
Итак, какой же круг возможностей раскрывается перед социальной психологией в этой сфере? Ответ на этот вопрос широко обсуждается в литературе. В работах Б.Д. Парыгина модель личности, которая должна занять место в системе социальной психо ...
Обзор авторских программ раннего развития
Для развития ребенка в раннем возрасте существуют авторские программы. Некоторые из них широко известны а некоторые нет.
• Методика Никитиных
Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Бо ...
Главные разделы