Под умственными, интеллектуальными способностями понимается такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями. [40]
В психодиагностике об интеллектуальных способностях чаще всего судят по уровню развития интеллекта.
В отечественной психологии под интеллектом понимают «относительно устойчивую структуру умственных способностей». [26]
В. Н. Дружинин различает несколько подходов к исследованию интеллекта.
1. Психометрический подход в его факторном варианте. Основной представитель английский психолог Ч. Спирмен, который предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют некий общий фактор - общая способность (G-фактор) и фактор, специфический для данной деятельности (S-фактор). Спирмен полагал, что интеллект не зависит от личностных черт человека и не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивация достижения, тревожность и т.д.). [21]
Критики концепции Спирмена (в частности, Торндайк) отрицали наличие общей умственной способности и считали, что существует множество независимых способностей (от 3 до 120 факторов). Позже была обнаружена ошибочность его расчетов Айзенком и Спирменом, которые подвергли статистической обработке данные Торндайка, и выявили в данных общий фактор интеллекта. [21]
Дж. Гилфорд, систематизируя результаты своих исследований в области общих способностей, предложил «трехмерную модель интеллекта». В основу этой модели Гилфорд положил три переменные: умственные операции, особенности материала, используемого в тестах, и полученный интеллектуальный продукт. Каждый фактор характеризуется сочетанием категорий из каждого измерения. [61]
Д. Векслер определил интеллект как способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Успешность решения интеллектуальных тестов зависит как от интеллектуальных параметров, так и от приобщенности к культуре, любознательности, двигательной активности. Модель Д. Векслера включает три уровня:
а) уровень общего интеллекта;
б) уровень «групповых» факторов, а именно: невербальный интеллект и вербальный интеллект;
в) уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам. [22]
2. Монометрический подход. Наиболее ярким и последовательным представителем является Г. Ю. Айзенк, который выделяет биологический интеллект (особенности функционирования структур головного мозга, отвечающих за познавательную активность), психометрический интеллект (измеряется тестами IQ) и социальный интеллект (способность индивида использовать психометрический интеллект в целях адаптации к требованиям общества). [21]
3. Когнитивные модели интеллекта имеют косвенное отношение к психологии способности. Очень редко представители когнитивного подхода выходят на проблемы индивидуальных различий. [21]
М. А. Холодная наиболее перспективным считает структурно-интегративный подход в изучении интеллекта и умственного развития, при котором носителем свойств интеллекта является индивидуальный ментальный (умственный) опыт, включающий ментальные структуры (системы психических образований), ментальное пространство (динамическая форма состояния ментального опыта, которая актуализируется в соответствии с решением проблемы). [9]
Структурно-интегрального подхода в изучении интеллектуального и умственного развития придерживается и Н. И. Чуприкова. В ее исследованиях в качестве основы интеллектуального развития рассматривается процесс становления репрезентативных когнитивных структур (внутренних психологических абстрактно-обобщенных когнитивных схем), которые складываются в процессе жизни и обучения у человека и являются не только системой хранения информации в виде обобщенно-абстрактных продуктов, но и средством сознания, умственной переработки информации. [9]
Материалы по теме:
Конфликтные эмоциональные состояния
Стресс (от англ. sress - напряжение) - нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс – тотальная мобилиза ...
Понятие слухоречевой памяти, её процессы и механизмы
Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой [11].
Слуховая память - образная память, связанная с де ...
Механизмы самосознания
Первый из них – это способность к осознанию психических явлений.
Уже в течение первого года жизни у ребенка формируется способность отделить себя от своих зрительных образов, т. е. осознать то, что мир существует независимо от него, но в ...
Главные разделы