Управление конфликтами должно строиться на принципе компетентности и принципе сотрудничества и компромисса. [3 c. 44 -50]
Принцип компетентности. Данный принцип предполагает, что вмешательство в естественный ход развития конфликта должны осуществлять люди, которые имеют определенные знания в данной области и компетентны осуществлять действия по разрешению возникшего конфликта. Эти специалисты должны знать динамику конфликтов вообще.
Принцип сотрудничества и компромисса. Данный принцип предполагает, что оппоненты стоят на позиции защиты собственных интересов и достижения своих целей, но при этом они используют соответствующие конструктивные стратегии — сотрудничество, компромисс, избежание конфронтации. В этом случае необходимо отказаться от желания внести радикальные изменения в развитие ситуации и сосредоточить все усилия на том, чтобы форма разрешения противоречия носила конструктивный характер, и противоборствующие стороны использовали мирные стратегии и тактики. Целью здесь становится не блокирование, подавление развития противоречия, а стремление разрешить его конструктивными, неконфликтными приемами.
Прогнозирование конфликта означает обоснованное предположение о его возможном будущем возникновении и особенностях развития. Прогноз строится на следующих основаниях: научном исследовании конфликтов; практической деятельности по анализу симптомов в возникающих социальных противоречиях, диагностической деятельности.
Прогнозирование конфликта повышает эффективность по его предупреждению и урегулированию, так как осуществляется на ранних стадиях его возникновения.
Точный прогноз в отношении той или иной проблемной ситуации или противоречия, которые возникают в процессе взаимодействия людей, играют существенную роль при подавлении их развития, а это, в свою очередь, является основой их успешного разрешения. Чем более точен прогноз, тем больше он способствует эффективному, конструктивному разрешению возникшей конфликтной ситуации. Чем значительнее, серьезнее ошибка прогноза, т. е. чем менее точен прогноз, тем больше вероятность того, что эффективность разрешения противоречия будет низкой. При полном отсутствии прогноза развития ситуации вероятность разрешения противоречия существенно снижается, и в некоторых случаях противоречие вообще не разрешается, а обостряется еще больше.
Профилактика конфликта предполагает существование объективных и организационно-управленческих (субъективно-объективных) предпосылок их предупреждения. В качестве объективных предпосылок можно назвать:
1) создание благоприятных условий жизнедеятельности сотрудников организации.
2) справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе.
3) разработка нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций.
4) успокаивающая материальная среда, которая окружает человека.
В основном факторы и условия разрешения конфликтов имеют психологическую основу, потому что в них отражаются особенности поведения и взаимодействия конфликтующих сторон. Выделяются следующие основные условия разрешения конфликта: прекращение конфликтного взаимодействия; поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях и интересах оппонентов; изменение эмоционального отношения к оппоненту; объективное обсуждение проблемы; учет статусов друг друга; выбор оптимальной стратегии разрешения конфликта.
Материалы по теме:
Индивидуально-психологические особенности
К. Леонгард в работе «Акцентуированные личности» рассмотрел и обосновал возможность существования акцентуаций характера, т.е. отклонений от средней психической нормы, в значительной мере связанных с типом, свойствами нервной системы, кото ...
Нейрофизиологические аспекты памяти
Изучение механизмов памяти долгое время было мало разработанным разделом нейрофизиологии. Мозговая организация различных форм мнемической деятельности значительно новое направление в нейрофизиологическом аспекте[30, с. 268].
Причиной так ...
Достоинства и недостатки применения компьютерных технологий
Внедрение компьютеров в психодиагностику в настоящее время идет главным образом по пути создания автоматизированных версий отдельных методик. Большинство этих версий касается методик со стандартизированными вербальными и статическими неве ...
Главные разделы