Феноменология малых групп

Малая группа – совокупность людей, взаимодействующих друг с другом определенным образом и осознающих свою принадлежность к данной группе. Эти люди считаются членами группы с точки зрения других членов этой группы. При этом каждый человек в группе оказывает влияние на других людей и сам находится под их влиянием.

Основные черты групп:

1) определенный способ взаимодействия;

2) чувство принадлежности к данной группе – осознание участниками группы себя как «мы»;

3) идентичность группы с точки зрения окружающих.

В социальной психологии выделяют следующие главные признаки группы:

- наличие установившихся отношений между людьми;

- осознание человеком своей принадлежности к данной группе;

- функционирование группового давления, которое побуждает человека к поведению в соответствии с принятыми группой нормами;

- изменение в поведении индивида, в мнениях, установках, обусловленное их принадлежностью к некоторой общности, и т.п.;

- сформированность внутренней организации (распределение обязанностей, статусов, личностных влияний и т.п.).

Также выделяют другие значимые характеристики малой группы:

1) существование общих целей;

2) продолжительность существования;

3) развитие групповой структуры и т.д.

По мнению М.Шоу, взаимодействие – наиболее существенный признак, который отличает группу от простого скопления людей.

Функции малой группы:

- социализация. В этом случае группа рассматривается как основной фактор, который позволяет людям выжить. Пример: в первобытнообщинном обществе участники группы разделяли роли – наблюдатель, руководитель, защитник группы и др., благодаря чему могли более эффективно защищаться, чем если бы делали все это поодиночке.

- инструментальные функции. В данном случае люди образуют инструментальные группы для осуществления какой-либо работы, с которой один человек не сможет справиться.

- функции психологической поддержки. Люди создают группы, чтобы уменьшить тревожные чувства. В стрессовых ситуациях люди стремятся объединиться, чтобы преодолеть отрицательные эмоции.

- экспрессивные функции. Целью данной группы является удовлетворение стремления участников группы к социальному одобрению, доверию и уважению.

- функции упорядочного взаимодействия.

Материалы по теме:

Условия воспитания культуры поведения и отношений
Для успешного воспитания культуры поведения и отношений в детском образовательном учреждении и семье необходимо создать условия. Дадим их краткую характеристику. Условия – это обстоятельства, от которых что-либо зависит. [24] В. Р. Лиси ...

Развитие социального поведения младшего школьника
К концу первой ступени школы восприятие ребёнка усложняется и углубляется, становиться более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченн ...

Теоретическое обоснование
Каждый новый век, сменяя предыдущий, диктует свои требования к мировоззрению и взглядам людей. Появляются новые убеждения, понятия, критерии оценки. Исходя из этого, изменяется понятие моды, претерпевают значительные изменения научная и ф ...