В двухполюсной шкале группы классифицируются по нескольким различающимся между собой основаниям.
1. Лабораторные – естественные группы. Лабораторные - это группы, которые образованы случайно встретившимися людьми, объединенными на время эксперимента, для достижения какой-либо поставленной им цели в специально созданных для этого экспериментальных условиях. Т.е. это группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях. Естественные – это группы, которые образовались в реальных жизненных условиях. Здесь речь идет о сложившихся группах, которые нередко характеризуются довольно высоким уровнем социально-психологического развития.
2. Спонтанные (первичные, неформальные, неофициальные) – организованные (вторичные, формальные, официальные). Те и другие относятся к категории естественных групп. Спонтанные группы зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организованных групп, так и вне их, в процессе общения индивидов, являясь результатом взаимных психологических, эмоциональных предпочтений последних (например, подружки). Организованные группы – представляют собой элементарные ячейки социальной организации, возникновение которых обусловлено необходимостью реализации соответствующих организационных функций (бригада людей, убирающая с полей урожай).
Первичная группа (неформальная) состоит из малого количества людей, между которыми возникают взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Эта группа – результат психологических эмоциональных предпочтений.
Вторичная группа (формальная) состоит из людей, которые объединились для достижения одной общей цели. Между ними эмоциональные связи ослаблены, они мало что знают друг о друге. Здесь механизмы и способы коммуникаций четко определены.
3. Открытые – закрытые. Эти группы различны по степени открытости, доступности влиянию общества и социального окружения на них.
4. Группы членства – референтные группы. Здесь основное различие в уровне значимости группы для личности с точки зрения групповых ценностей и норм. Группы членства – это группы, которые рассматриваются как место нахождения личности, не связанное с её установками и ценностными ориентациями. Референтные группы – это группы, в которых личность разделяет нормы и ценности группы и соотносит эти нормы со своими установками.
У референтных групп различают две функции:
- нормативная – которая позволяет выяснить в какой мере поведение личности соответствует нормам группы. Эта функция помогает урегулированию группового поведения.
- сравнительная – функция, которая позволяет личности ориентироваться на принятые в группе стандарты поведения, установки и т.д.
Группой высокого развития является коллектив. Это особое качественное состояние малой группы, которая достигла высокого уровня социально-психологической зрелости.
Материалы по теме:
Представления о свободе в различных философских системах
В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, казуальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, за ...
Виды антиципационных способностей
Взяв за основу различные критерии классификации, можно выделить следующие виды антиципационной состоятельности1: неспецифическая и специфическая, житейская и профессиональная, непроизвольная (нецеленаправленная) и произвольная (целенаправ ...
Факторы эффективности деятельности группы
Результатами работы и удовлетворенностью её участников оценивается эффективность деятельности группы. Эффективность определяют с учетом размера, состава, характера групповых норм, сплоченности, конфликтности групп, статуса и функциональны ...
Главные разделы