Проблема психологической готовности в психолого-педагогических исследованиях

Материалы » Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из младшей школы в среднюю » Проблема психологической готовности в психолого-педагогических исследованиях

Страница 2

Устойчивая психологическая готовность к сложным видам деятельности рассматривается и как устойчивая характеристика личности (не зависящая от конкретной ситуации). Помимо готовности как психического состояния, существует и проявляется готовность как устойчивая характеристика личности. Она действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать в связи с поставленной задачей. Будучи заблаговременно сформированной, эта готовность - существенная предпосылка успешной деятельности. Длительная готовность, в отличие от состояния кратковременной готовности, является устойчивой системой качеств личности, необходимых для успешной деятельности человека в различных ситуациях. Подходы к определению сущности психологической готовности человека к деятельности не следует противопоставлять друг другу. Между ними трудно установить границу, так как состояние готовности, закрепляясь в деятельности, может превратиться в характеристику личности, не зависящую от ее действий в конкретной ситуации. Оба вида готовности проявляются и формируются в процессе деятельности и эффективно реализуются при условии целесообразного управления и самоуправления [17, с. 20].

Психологическая готовность представляет собой сложное структурное образование. Разные авторы выделяют в ней различные компоненты. По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича [7,8], структура психологической готовности включает следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный. Основанием для их выделения являются составляющие процесса труда: осознание цели и поставленных задач, выработка плана предстоящих действий и его выполнение, регулирование действий в соответствии с поставленными задачами, сравнение полученных результатов с целью деятельности. Такой подход правомерен, так как данная структура психологической готовности может быть соотнесена с любым видом деятельности. Компоненты готовности к тому или иному виду деятельности связаны с ведущими качествами личности. Анализ различных, порой противоречивых, подходов к структуре психологической готовности к деятельности позволяет выделить три уровня изучения готовности: функциональный (учитываются психические функции, необходимые для достижения высоких результатов деятельности), личностный (акцент делается на свойствах и качествах личности) и комплексный (функционально-личностный).

В последнее время, когда общество все более ориентировано на гуманизацию личности, значительно возросла роль личностного фактора в деятельности, все чаще акцент переносится с физического аспекта деятельности на морально-психологический. Психологическая готовность помогает человеку успешно выполнять действия (умело используя свой опыт и знания, мобилизуя личностные качества), своевременно и безболезненно перестраивать свою деятельность при появлении непредвиденных обстоятельств. В связи с этим всё большую роль приобретает личностная готовность к деятельности. По мнению С. Л. Рубинштейна: "Всякая деятельность человека исходит от него как личности, как субъекта этой деятельности. Единство деятельности в единстве ее исходных мотивов и конечных целей, которые являются мотивами и целями личности. Поэтому изучение психологической стороны деятельности является не чем иным, как изучением психологии личности в процессе ее деятельности.

Страницы: 1 2 3

Материалы по теме:

Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст - это особый период жизни ребёнка, который исторически выделился недавно. Он наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И. Айдаровой, А. ...

Как прожить адаптационный момент, научиться видеть и понимать друг друга
Как уже говорилось, особого внимания заслуживает организация первого — адаптационного периода. Именно этот период является наиболее сложным для педагога, который должен завоевать расположение и доверие ребенка. Он труден и для ребенка, к ...

Психология управления и ее предмет управления
Предметом изучения психологии управления являются управленческие отношения. Под этими отношениями понимается взаимодействие людей участвующих в процессе целенаправленного воздействия, т.е. в процессе управления. Эти отношения возникают меж ...