Самооценка и условия ее формирования в младшем школьном возрасте

Материалы » Теоретический анализ взаимосвязи между отцом и ребенком младшего школьного возраста » Самооценка и условия ее формирования в младшем школьном возрасте

Страница 3

Кроме того, ближайшее окружение влияет на половую идентичность. Младший школьник знает о своей половой идентичности, и стремиться утвердить её в своём поведении, видах деятельности, в интересах и увлечениях. Источники половой идентификации в современном мире очень разнообразны, в которых содержатся бесконечное число знаний и смыслов, определяющих формирование психологических установок на половое развитие. Результатами данного процесса отражаются в поведении, самооценках, т.е. «Я – концепции». Вообще, идентифицируя себя с определенной группой или отдельной категорией людей, человек показывает свою значимость данной категории, связывает с ней определенные потребности: признание ими интересов, увлечений, так и потребность в их оценке своих достижений, поддержке при неудачах. В младшем школьном возрасте чаще всего такой категорией являются взрослые люди, но, может быть, группа сверстников. Таким образом, младший школьник и познает себя, задает планку для своего развития, утверждает себя, чувствует свою самостоятельность и уверенность в себе.

Уверенность или неуверенность в себе складывается у ребенка под влиянием оценок окружающих и результатов собственной деятельности, когда определенная самооценка поддерживается окружающими и у ребенка возникает потребность в её сохранении. Выражением этой потребности является некоторый устойчивый уровень притязаний. Соотношение самооценки и уровня притязаний дает возможность признать свои удачи, неудачи, соотнести желаемое с реальными результатами. При очень большом несоответствии между уровнем притязаний и самооценкой, школьник не осознает истинных причин своих неудач, обвиняет в этом всех, кроме себя. Это заставляет его эмоционально реагировать, т.е. наступает состояние «аффекта неадекватности» у младшего школьника, как пишет М.С. Неймарк, это состояние неустойчивое и быстро проходит, при этом пересматривается уровень притязаний, т.к. младшему школьнику необходимо чувствовать себя успешным. Чаще всего состояние аффекта неадекватности, как подчеркивает автор, вызвано первыми легкими успехами [26,222].

Объективные условия формирования личности, а значит и самооценки, включают в себя макро-, мезо - и микрофакторы [43,37]. Их влияние на формирование личности посвящено много работ не только в области психологии, но и других наук: социологии, этнологии, педагогики, истории и др.

В области развития детского самосознания интерес представляют работы как зарубежных, так и отечественных психологов. Оптимальным условием полноценного и здорового функционирования психики человека, как любой саморазвивающейся системы, является, по Б.Г. Ананьеву «обеспечение открытого взаимодействия или диалога на всех этапах и уровнях развития человека» [46,143]. Среди феноменов самосознания личности, одним из центральных феноменов является «диалогичность самосознания»

Не мало важное условие для развития самооценки ребенка – школьная жизнь. Она наполнена оценочными отношениями. Их особенность в том, что они включены в различные виды деятельности, поведения, а также и сама личность ученика. Особенно большое влияние на становление «Я – концепции» оказывает оценка результатов учебной деятельности. Именно от осознания успехов, достижений, возможностей в этом виде деятельности складывается вся система оценочных отношений к себе и другим людям, которыми опосредованы многие поступки детей. Таким образом, оценка учебной деятельности перестраивает мотивационо-потребностную сферу младшего школьника, эмоционально-ценностного отношения к себе, т.е. источником для возникновения адекватных и неадекватных самооценок. Кроме того, от самооценок учебной деятельности зависят и самооценки и других видов деятельности, самооценка может доминировать в качестве доминирующего мотива своей деятельности и поведения. Знать уровень притязания и самооценку необходимо, чтобы правильно воздействовать на него. От того, как ребенок реагирует на оценку окружающих, в соответствии с полученной оценкой он строит своё взаимодействие с ними.

От того уровня притязаний и самооценки, которые имеет младший школьник, зависят представления о своём будущем. Хотя младший школьник и живет сегодняшнем днем, основы его нравственного и профессионального самоопределения закладываются именно в этом возрасте. По мнению А.М. Прихожан: «… во временных представлениях своего «Я» сосредоточено полноценное ощущение себя во времени жизни, ощущение своего измерения, взросления» [35,23]. В работах А.И. Липкиной приводятся суждения детей младшего школьного возраста о своем будущем, содержание которых определяется уровнем самооценок [30,34]. Временные аспекты являются, по мнению В.В. Мухиной, «более поздним образованием самосознания ребенка», но его основы закладываются именно в младшем школьном возрасте, а они обусловлены проявлением равносторонних интересов, увлечений, на которые направляется активность ребенка [38,57].

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Методы управления социально-психологическим климатом в коллективе
Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Различают административные, экономические, социологические и психологические методы, которые различаются с ...

Роль самооценки в самовоспитании старшеклассников
Возрастная психология - это одна из наиболее развитых отраслей современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психологической жизни человека. Возрастная психология изучает о ...

Развитие восприятия в дошкольном возрасте
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером[5] и описан следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием проду ...