Хеад Д. и Лайк Б. (1997, 2001) на основе теории привязанности Боулби создали свою разработку, назвав ее теорией динамики привязанности и совместного интереса. Под «совместным интересом» здесь понимается широкий ряд явлений – от «объединенного внимания» матери и младенца до общих ценностей у подростков и взрослых. Эта теория применима к практике работы с детьми, имеющими серьезные нарушения привязанности и межличностных отношений с родными или воспитателями.
Теория привязанности часто критиковалась за сравнительную узость, неспособность объяснить сложные меж- и внутриличностные проявления, такие как креативность или сексуальность. Из работ Боулби Дж.(1973) не вполне понятно место широких социальных отношений ребенка – с расширенной семьей, со сверстниками, с социумом – в развитии привязанности, поэтому Хеад Д. и Лайк Б.(1997, 2001) попытались заполнить указанные пробелы, описав пять взаимосвязанных поведенческих систем. Все эти системы инстинктивны, внутренне мотивированы, активизируются определенными стимулами и разворачиваются в сфере межличностных отношений:
1)родительская система, включающая взгляды Боулби на поведение заботы. Хеад Д. и Лайк Б. (1997, 2001) расширили ее, включив подсистему, заставляющую родителей постепенно подкреплять и развивать автономию и исследовательскую активность ребенка, и назвав ее компонентом роста и развития (обучающим аспектом заботы);
2)система потребности в объекте привязанности по Боулби Дж.(1973);
3)исследовательская система, включающая помимо лиц, заботящихся о ребенке, общие интересы со сверстниками, как в детстве, так и во взрослом возрасте;
4)аффективная (сексуальная) система, развивающаяся в общении со сверстниками;
5)система самозащиты, которая активизируется, когда возникает страх отвержения, стыда или жесткого обращения или когда объект привязанности кажется недостаточно заботливым и способным защитить[8].
Например, если сам родитель имеет опыт ненадежной привязанности, у него повышена активность системы самозащиты при низкой активности исследовательской системы. Поэтому потребность ребенка в нем как в объекте привязанности может ошибочно расцениваться как угроза благополучию родителя, что приводит к еще большему усилению самозащиты и угнетению родительской системы (Хеад Д. и Лайк Б., 1999). Такая модель объясняет передачу паттернов жестокого и пренебрежительного обращения с ребенком из поколения в поколение.
По Боулби Дж.(1973), психотерапевтическая работа со взрослыми должна быть построена так, чтобы новые здоровые отношения с терапевтом положительно влияли на модели привязанности, которые клиент вынес из прошлого опыта. С точки зрения Хеад Д. и Лайк Б., (1999), целью психотерапии является восстановление гармоничного и согласованного функционирования всех пяти систем.
Теория привязанности и системная семейная терапия Эрдам П. и Каферри Т. (2003) утверждают, что «для тех из нас, кто постоянно занимается практикой, привязанности указывают на истоки всех отношений. Теория семейных систем описывает структуру отношений, в которые мы вовлекаемся в дальнейшей жизни»[9]. Ключевой момент обеих теорий – это «понятие связи, которое само по себе требует взаимодействия как минимум двух партнеров, которые побуждают к действию и останавливают друг друга в затейливом «танце», постепенно адаптируясь к нему».
Связи имеют следующую структуру, учитывающую аспекты обеих теорий:
1) надежная привязанность со способностью к автономии и адаптивная семейная система;
2) избегающая привязанность и разобщенная семейная система;
Материалы по теме:
Описание методики Тулуз-Пьерона
Одной из мощной альтернатив аппаратных методов исследования ММД является методика Тулуз – Пьерона, относящаяся к методикам типа бумага-карандаш и являющейся разновидностью корректурной пробы.
Обследование с помощью теста Тулуз-Пьерона мо ...
Сновидения как замаскированное исполнение вытесненных желаний
Когда мы говорим о сновидениях, то, прежде всего, имеем в виду присутствие в них необычных и фантастичных картин. Субъект ощущает себя находящимся в быстро меняющейся обстановке, очевидные пространственно-временные закономерности отсутств ...
История изучения вопроса локализации контроля
Проблема локуса контроля издавна изучалась под различными названиями в философии, социологии, психологии при рассмотрении вопросов, так или иначе затрагивающих способности человека управлять своими делами и поступками (отчуждение, конформ ...
Главные разделы