Теории привязанности

Страница 2

Хеад Д. и Лайк Б. (1997, 2001) на основе теории привязанности Боулби создали свою разработку, назвав ее теорией динамики привязанности и совместного интереса. Под «совместным интересом» здесь понимается широкий ряд явлений – от «объединенного внимания» матери и младенца до общих ценностей у подростков и взрослых. Эта теория применима к практике работы с детьми, имеющими серьезные нарушения привязанности и межличностных отношений с родными или воспитателями.

Теория привязанности часто критиковалась за сравнительную узость, неспособность объяснить сложные меж- и внутриличностные проявления, такие как креативность или сексуальность. Из работ Боулби Дж.(1973) не вполне понятно место широких социальных отношений ребенка – с расширенной семьей, со сверстниками, с социумом – в развитии привязанности, поэтому Хеад Д. и Лайк Б.(1997, 2001) попытались заполнить указанные пробелы, описав пять взаимосвязанных поведенческих систем. Все эти системы инстинктивны, внутренне мотивированы, активизируются определенными стимулами и разворачиваются в сфере межличностных отношений:

1)родительская система, включающая взгляды Боулби на поведение заботы. Хеад Д. и Лайк Б. (1997, 2001) расширили ее, включив подсистему, заставляющую родителей постепенно подкреплять и развивать автономию и исследовательскую активность ребенка, и назвав ее компонентом роста и развития (обучающим аспектом заботы);

2)система потребности в объекте привязанности по Боулби Дж.(1973);

3)исследовательская система, включающая помимо лиц, заботящихся о ребенке, общие интересы со сверстниками, как в детстве, так и во взрослом возрасте;

4)аффективная (сексуальная) система, развивающаяся в общении со сверстниками;

5)система самозащиты, которая активизируется, когда возникает страх отвержения, стыда или жесткого обращения или когда объект привязанности кажется недостаточно заботливым и способным защитить[8].

Например, если сам родитель имеет опыт ненадежной привязанности, у него повышена активность системы самозащиты при низкой активности исследовательской системы. Поэтому потребность ребенка в нем как в объекте привязанности может ошибочно расцениваться как угроза благополучию родителя, что приводит к еще большему усилению самозащиты и угнетению родительской системы (Хеад Д. и Лайк Б., 1999). Такая модель объясняет передачу паттернов жестокого и пренебрежительного обращения с ребенком из поколения в поколение.

По Боулби Дж.(1973), психотерапевтическая работа со взрослыми должна быть построена так, чтобы новые здоровые отношения с терапевтом положительно влияли на модели привязанности, которые клиент вынес из прошлого опыта. С точки зрения Хеад Д. и Лайк Б., (1999), целью психотерапии является восстановление гармоничного и согласованного функционирования всех пяти систем.

Теория привязанности и системная семейная терапия Эрдам П. и Каферри Т. (2003) утверждают, что «для тех из нас, кто постоянно занимается практикой, привязанности указывают на истоки всех отношений. Теория семейных систем описывает структуру отношений, в которые мы вовлекаемся в дальнейшей жизни»[9]. Ключевой момент обеих теорий – это «понятие связи, которое само по себе требует взаимодействия как минимум двух партнеров, которые побуждают к действию и останавливают друг друга в затейливом «танце», постепенно адаптируясь к нему».

Связи имеют следующую структуру, учитывающую аспекты обеих теорий:

1) надежная привязанность со способностью к автономии и адаптивная семейная система;

2) избегающая привязанность и разобщенная семейная система;

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по теме:

Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст - это особый период жизни ребёнка, который исторически выделился недавно. Он наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И. Айдаровой, А. ...

Понятие игры
Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ...

Виды памяти, процессы памяти
Деление памяти на виды осуществляется в соответствии с тремя основными критериями. Первый – по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную (зрительная, слуховая) ...