Обычно, чтобы ввести человека в состояние гипноза, используют блестящие предметы, ритмические монотонные звуки своеобразных музыкальных инструментов, дым курений, содержащих в своём составе дурманящие, наркотические вещества, многократное повторение заклинаний и молитв. Хотя методика введения в состояние гипноза может быть самой разной, тем не менее можно выделить следующие основные группы:
- первая - методика сильного воздействия, разработанная Ж.-М. Шарко. Он использовал такие раздражители, как внезапный грохот за спиной того, кого собирался гипнотизировать, вспышка пламени перед его глазами или неожиданный толчок и падение на руки гипнотизёра. Эта техника в определённой степени аналогична ситуациям, приводящим к акинезии у животных;
- вторая методика состоит в однообразном повторении воздействия: фиксация глазами блестящего предмета, однообразный шум или тихая музыка, поглаживание лба или висков ( так называемые пассы );
- третья методика заключается в словесном внушении состояния расслабления, особое значение имеет связь с голосом гипнотизёра.
Некоторые методики проведения гипноза сочетают в себе воздействие двух или более таких групп (например, шумы и поглаживания, словесное внушение и музыка ). Раскрытые пальцы и протянутые руки гипнотизёра, которые гипнотизируемый фиксирует взглядом, иногда действуют гораздо сильнее постоянного индифферентного раздражителя. Они являются тем жестом, который “поражает”, как бы воплощая в себе силу воздействия гипнотизёра. Не только жест, но уже само появление гипнотизёра, которого знают и ждут, начинает действовать как раздражитель, относящийся к первой группе. Внушаемость можно усилить, если сеанс проводить во время сна. Во время сеанса тихим голосом, который затем постепенно усиливается, произносятся слова внушения. Вероятно, в древности этот способ внушения использовался во время сна в храме. Некоторые психотерапевты применяют снотворные средства, дают их испытуемым перед сеансом, чтобы облегчить процесс засыпания и внушения. Известно, что сонный человек более восприимчив к внушению. Однако этот прием невольно вызывает сомнения в способностях гипнотизёра.
В восточных религиях широко используются ароматические палочки, которые, медленно сгорая, источают приятный запах ароматических смол (напоминает кадило в православных церковных ритуалах ). Это один из способов создания фонового настроения. Известно, что центр в коре головного мозга, “отвечающий” за различение запахов, является частью лимбической системы, связанной с настроениями и эмоциями. Поэтому не случайно хорошие духи способны создать особую обстановку, поднимать настроение. Более того, этот более-менее постоянный лёгкий раздражитель одного из анализаторов (способ, используемый при применении второй методики введения в гипноз), как и некоторые другие ароматические соединения, может оказывать химико-медикаментозное воздействие со снотворным эффектом.
В международном журнале экспериментального и клинического гипноза, издаваемом в Филадельфии, описан способ введения в состояние гипноза с помощью использования гипервентиляции лёгких (глубокого дыхания). Изменение парциального давления СО в крови, которое появляется через 3-5 минут после интенсивного дыхания, сопровождается изменением возбудимости нервной системы, и это облегчает процесс гипнотизирования. После введения в состояние гипноза начинается лечебное внушение с целью устранения определённых симптомов и переживаний и улучшения самочувствия. В свое время профессор Чолаков создал так называемый метод гипнотического транса: пациенту предлагалось вновь пережить события, которые послужили причиной его болезни. По существу этот процесс представляет собой гипнотически заданную исповедь. Хорошо известно, что неоднократно пережитое событие постепенно теряет свою яркость, в то время как подавленное, неотреагированное, эту яркость сохраняет. В таком случае действует психологический механизм успокоения, вызываемый душевным откровением. Аналогичное воздействие оказывает и церковная исповедь.
Существуют немногочисленные ситуации, в которых по объективным и субъективным показаниям не следует применять гипноз. Различают абсолютные и относительные противопоказания. Абсолютные противопоказания: здесь речь идет о ситуациях, в которых гипноз применять запрещено: шизофрения, эпилепсия, старческое слабоумие. Относительные противопоказания - ситуации, в которых применение гипноза не рекомендуется: гипотония, религиозные убеждения, недостаточная внутренняя готовность, склонность к взрывным реакциям, тяжелые дефекты интеллекта.
Материалы по теме:
История развития генетики поведения в России
Евгеническое движение.
19 ноября 1921 года в Институте экспериментальной биологии прошло первое заседание российского научного евгенического общества. На этом заседании председателем общества был избран выдающийся биолог Н.К.Кольцов. В д ...
Понятие «подростковый возраст» в различных психологических теориях
Именно в личностном самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни подростков, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит форми ...
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Недоразвитие речи – это отставание в формировании каких-либо сторон речевой функциональной системы. Особенностями речевого недоразвития занимались многие ученые, такие как Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Л ...
Главные разделы