Заключение

Итак, мы пытались понять личность как психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида, в результате преобразования его деятельности. Но для этого необходимо с порога отбросить представление о личности как о продукте совокупного действия разных сил, из которых одна скрыта, как в мешке, "за поверхностью кожи" человека (что бы в этот мешок не сваливали), а другая лежит во внешней среде (как бы мы эту силу ни трактовали - как силу воздействия стимульных ситуаций, культурных матриц или социальных "экспектаций"). Ведь никакое развитие непосредственно не выводимо из того, что составляет лишь необходимые его предпосылки, сколь бы детально мы их ни описывали. Марксистский диалектический метод требует идти дальше и исследовать развитие как процесс "самодвижения", т.е. исследовать его внутренние движущие отношения, противоречия и взаимопереходы, так что его предпосылки выступают как в нем же трансформирующиеся, его собственные моменты.

Такой подход необходимо приводит к положению об общественно-исторической сущности личности. Положение это означает, что личность впервые возникает в обществе, что человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и что личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, в отличие от индивида личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. Исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к ее подлинно научному психологическому пониманию.

[1] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.-214 с.

[2] Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988- 24 с.

[3] Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988- 124 с.

[4] Там же

[5] Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988- 124 с.

[6] Кон И.С. Социология личности. М., 1967-243с.

[7] Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

[8] Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970-211 с.

[9] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975-186 с.

[10] Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология.М.,1975-212 с.

[11] Психология развивающейся личности. М., 1987-242 с.

[12] Психология развивающейся личности. М., 1987-242 с.

[13] Смелзер Н. Социология. М., 1994- 134 с.

Материалы по теме:

«Развитие» индивидуальной жизни
“Зарождение дифференциальной психологии было обусловлено накопленным на протяжении веков человеческим опытом. Со временем стало заметно, что для людей характерны индивидуальные различия в поведении. Естественно, это заставило систематизир ...

Психология правонарушения
В ЮП психология преступной деятельности является одним из основополагающих понятий. С точки зрения психологии любое правонарушение рассматривается как особый вид деятельности, определенной социальной активности человека, проявляющейся в с ...

Атеистический подход к вере
Атеисты или материалисты дают свою интерпретацию понятия «вера». Особым случаем проявления феномена веры является религиозная вера, порождаемая специфическими условиями существования общества, прежде всего классового, а именно: бессилием ...