В целом, как подтверждает исследование, круг общения у пожилого человека сужается и ограничивается ближайшими родственниками, отчасти соседями и немногими друзьями. Утрачиваются многие идентичности и остается единственная идентификация с семьей. Семейные ценности доминируют в ценностном сознании пожилых людей. Семья становится важнейшей сферой, в которой реализуются многие потребности пожилого человека - витальные, интеракционистские, социализационные, смысложизненные.
Исследование показало, что нынешнее старшее поколение России больше отдает, чем получает помощи. Большинство бабушек и дедушек вносит свой вклад в воспитание внуков, помогает среднему поколению в ведении домашнего хозяйства, помогают деньгами. Отсутствие семейных связей или снижение их уровня отрицательно сказывается на эмоционально-психологическом состоянии, на удовлетворенности пожилых людей состоянием здоровья, материальной обеспеченностью, положением среди окружающих и т.д. Наиболее депривированы пожилые люди, не имеющие ближайших родственников, либо имеющие детей, но не поддерживающие с ними отношений. Они нуждаются в особом внимании со стороны органов социальной защиты населения.
В ХХ веке проблема одиночества получила небывалое по значению философско-этическое значение: в ней увидели один из вечных роковых источников не только трагической безнадежности существования человека, но и хода всей истории.
По данным социологического исследования около 30% населения – это одинокие люди. Специфика российского одиночества объясняется в первую очередь высоким уровнем смертности мужского населения и смертности от неестественных причин. Кроме того общая социальная и семейная дезорганизация, отсутствие разработанных технологий помощи одиноким и рискующим остаться одним людям превращает одиночество в его российском варианте в достаточно злокачественную болезнь общества.
Социологические опросы в России в последние годы показали, что жалобы на одиночество у старых людей занимают первое место. У лиц 70 лет этот показатель достигает 99-100%, в тоже время доля стариков в общей численности населения невелик – 6,2%.
Специфика феномена одиночества в пожилом возрасте в том, что довольно часто одиночество приводит к суицидальным попыткам. Таким образом, одиночество – это характерное для человека и очень важное явление, требующее изучения и внимания окружающих.
Кроме одиночества в старости еще возникает проблема потери близких и друзей, а так же ожидание собственной смерти. Перенести смерть близкого человека – это один из самых мощных стрессовых факторов в жизни. К нему нельзя подготовиться заранее, пережить его многим людям помогает только вера в жизнь после жизни. Как и всякое чувство, она дается в полной мере не каждому человеку. Сегодня известно и описано много феноменов, связанных со смертью и после. К ним каждый относится по-своему, но, может и не случайно великие люди верили в загробную жизнь. Это помогает, по крайней мере, психологически, не склониться перед ужасом неотвратимых и неизбежных событий.
Умение перенести смерть близких людей поддерживается соблюдением правил и ритуалов построения отношений с окружающими. Именно они, другие люди, по всем правилам социальной жизни должны помочь человеку пережить горе потери. Открытость другим людям, организованная через соблюдение ритуалов и обрядов, делает горе человека делимым на всех – это снижает его остроту.
Если же человек замыкается на своих собственных переживаниях, внешне проявляя их в угрюмой по подавленности, это приводит к тому, что он заболевает сам, поддерживая в себе состояние стресса, и ранит окружающих людей.
В любом обществе существуют традиционные способы поддержания памяти о близких и способы проявления для окружающих своего горя. Это обеспечивает человеку чувство связи с другими людьми. Так, поминальный обряд у русских включал конкретное решение множества вопросов, в том числе связанных с отношением к окружающим. Обрядов существует великое множество, начиная от приготовления поминальной еды, до умения провожать умирающего человека в мир иной.
Организация поведения человека, переживающего горе потери близкого человека, через соблюдение обрядов и ритуалов выполняет важнейшую психотерапевтическую задачу – задачу его связи с окружающими людьми, с миром своей культуры, возвращает к переживанию чувства «мы», объединяет с историей своего народа, открывает дорогу к сопереживанию другим людям. Знание правил общественного поведения, следование им не только «регламентирует» проявление горя, но и позволяет установить новые отношения с окружающими людьми, да и с самим собой тоже.
Материалы по теме:
Методологические основы системы
психолого-педагогического сопровождения
На современном этапе методологическими основами системы психолого-педагогического сопровождения выступают:
· Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход[5],[6],[7], определяющий приоритетность потребностей, целей и ценнос ...
Значение статуса для подростка и его влияние на взаимоотношения с
ровесниками
Современная психология выделяет официальную (или формальную) и неофициальную (неформальную) структуры взаимоотношений в коллективе.
А.С.Макаренко назвал официальную систему отношений - «система ответственных зависимостей» [цит. по 6, с. ...
Особенности личности застенчивых
У застенчивых людей часто бывает самосознание, сконцентрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. П. Пилконис и Ф. Зимбардо (P. Pilkonis, Ph. Zimbardo, 1979) нашли, что застенчивые люди обладают меньшей экстравертиров ...
Главные разделы