Терминологическое многообразие связано с тем, что в разных странах и в разные исторические периоды подходы к изучению данной проблемы варьировались. Всеобъемлющее определение умственной отсталости дать необычайно трудно. Каждый из критериев несёт однозначную информацию, определения, сформулированные на их основе, всегда отражают какую-то одну сторону явления (Л. М. Шипицына, 2005).
К числу наиболее старых психиатрических понятий относят понятие «слабоумие» (Ж. Эскироль 1838). Автор описал различие между врождённым и приобретённым слабоумием. При врождённом слабоумие наблюдаются признаки недоразвития психической деятельности, при приобретённом доминируют признаки распада психики.
Все клинические формы врождённого слабоумия были объединены в одну группу, названную термином «олигофрения» (Э. Крепелин, 1915). Этим термином автор называл сборную, с различной этиологий, клинической картиной и морфологическими изменениями группу аномалий. В эту группу объединены состояния, имеющие общую патогенетическую основу – тотальную задержку психического развития.
Умственная отсталость определяется как состояние, при котором психика не может достичь нормального развития (А. Трегольд, 1952). Его критериями для диагностики умственной отсталости были интеллектуальный, биологический и социальный. Главным был социальный критерий (оценка способности человека адаптироваться к окружению и поддерживать независимое существование).
В связи с необходимостью выработки критерия психического недоразвития предложили три степени отсталости(А. Бине, Т. Симон, 1905). Специалистами был разработан способ оценки психической неполноценности для детей соответственно возрасту(А. Бине, 1908). В 1914 году У. Штерн ввёл понятие интеллектуального коэффициента (IQ).
К концу XIX века психиатры выделили два важных критерия умственной отсталости: 1) низкое интеллектуальное функционирование; 2) нарушение приспособительного поведения (S. Garrard, J. Richmond, 1975).
Определения, приведённые выше, не могут служить диагностическим целям, но показывают различные подходы в зависимости от целей, которые ставили перед собой авторы.
Многие специалисты придерживаются определения Г. Е. Сухаревой (1965), которая под умственной отсталостью понимала группу различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, объединенных одним общим признаком: все они представляют собой клинические проявления нарушения головного мозга (иногда и всего организма в целом). К умственной отсталости она относила только те формы психического недоразвития, которые характеризуются двумя особенностями: 1) преобладанием интеллектуального нарушения; 2) отсутствием прогредиентности.
Исследования Л. С. Выготского (1983), А. Р. Лурия (1960), К. С.Лебединской (1985), В. И. Лубовского (1989), М. С. Певзнер (1959), Г. Е. Сухаревой (1965) и других подтверждают важность вышеприведенного определения, особенно для диагностики умственной отсталости. Данные авторы считают, что в первую очередь в диагностике психического недоразвития следует учитывать такие признаки, как стойкость, необратимость нарушения и его органическое происхождение.
Термин «умственная отсталость» рассматривают как синоним ретардации и считают, что умственная отсталость – это «поведенческий синдром», который не имеет единой этиологии, механизма, динамики, прогноза и отражает установку общества по отношению к данной группе (Г. И. Каплан, Б. Дж. Сэдок, 1994).
Умственную отсталость определяют как совокупность этиологически различных: наследственных, врожденных и приобретенных в первые годы жизни непрогрессирующих патологических состояний, выражающихся в общем психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального нарушения и приводящих к затруднению социальной адаптации (Д. Н. Исаев, 1982).
В клинических исследованиях представлены причины возникновения умственной отсталости, что важно для диагностики и прогнозирования динамики заболевания у конкретного ребёнка в дальнейшем. Различают эндогенные (внутренние), чаще всего наследственные факторы, и экзогенные (внешние) – врожденные и раноприобретенные.
Основными причинами возникновения умственной отсталости являются:
– генетическое наследование умственной отсталости;
– отрицательные экологические изменения в биосфере, широкое распространение наркомании, в том числе и алкоголизма и курения;
– хронические заболевания матери в период беременности и кормления грудью (диабет, гипертония, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит, злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков, бронхиальная астма);
Материалы по теме:
Психолингвистический анализ развития связной речи у младших школьников
Связная монологическая речь, представляя собой много аспектную проблему, является предметом изучения разных наук - психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики.
В литературе часто при опр ...
История возникновения гештальтпсихологииа
История гештальтпсихологии начинается в Германии в 1912 года с выхода работы М.Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения»(1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов ...
Особенности восприятия рекламы детьми и подростками
То, что восприятие ребенка должно отличаться от восприятия взрослого человека, совершенно ясно из первой части данной работы, поскольку мотивы и мотивация в разном возрасте различны. И кажется, никто уже не сомневается в том, что современ ...
Главные разделы