Рисунок 2. Факторы, влияющие на статус и положение личности
в криминальной группе несовершеннолетних и молодежи
Потребность реализовать себя в общении со значимыми для подростка одноклассниками и сверстниками возникает потому, что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Г.Крайг, Д.Бокум отмечают, что сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других ребят. Потребность быть принятым средой значимых людей, а так же боязнь быть отвергнутым являются главными движущими силами в общении подростка. Все то, что не нравится родителям в друзьях, вызывает бурный протест и негодование. Подростки ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые с ними происходят [28, с.671].
В.Казанская пишет о подростках: «склонны считать, что статус – важное основания для встреч. Они полагают, что надо встречаться с физически привлекательными, хорошо одетыми людьми и теми, кто нравится другим». Если подростка увидят в обществе лидера, то по его мнению, и его статус возрастает[24, с.124].
Статус лидера весьма привлекателен для большинства подростков. На его обретение могут повлиять разные факторы; например, более быстрое, чем у сверстников, половое созревание подростка сильно повышает его статус в группе. Несомненно, личные качества лидера играют решающую роль в достижении и удержании этого статуса. Разумеется, лидер должен пользоваться авторитетом и популярностью. Совершенно необходимы также уверенность в себе, неподверженность стрессам и, особенно, «социальное чутье» - способность разбираться во взаимоотношениях между членами группы. Многие качества лидера определяются направленностью группы.
Н.П.Аникеева считает, что подростки, стремясь повысить в школе свой статус, но не обладая для этого достаточными социально приемлемыми средствами, сплошь и рядом реализуют свои цели неадекватными способностями, привнося в общение с одноклассниками нормы и «ценности» компании – зачастую имеющей характер асоциальной ассоциации, - которые, как они надеются, обеспечат им признание среди соучеников, действуя, например, по пресловутому принципу «сила есть – ума не надо». Неблагоприятное положение большинства «трудных» в школьном классе является следствием и причиной отклонений в их духовном и нравственном развитии. В классах с низким уровнем развития межличностных отношений «трудные» могут занимать лидерские позиции и оказывать значительное отрицательное влияние на формирование групповых норм.
Потребность в приобретении и поддержке статуса – одна из важных социальных потребностей. Невозможность занять определённое положение в структуре групповых отношений или угроза утраты имеющегося статуса может вызывать состояние «аффекта неадекватности». Это явление возникает у подростков в том случае, когда высокие притязания в какой-то сфере деятельности не могут быть подкреплены реальными достижениями. При этом негативные эмоциональные реакции зачастую обращены на тех, кто указывает ученику на его промахи, - «виноватыми» оказываются все, но не он сам. Аффект неадекватности в подобных ситуациях наблюдается у школьников всех возрастных групп, как у успевающих, так и у слабых учеников. Чувство неудовлетворённости, переживаемое ими, проявляется в агрессии, в отказе выполнять требования учителя, в демонстративном нарушении дисциплины [7, с.21].
Таким образом, в неофициальной, межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями данного класса. Статус подростка в коллективе оказывает влияние на развитие его личностных качеств, формирование характера, часто является причиной определенных форм поведения.
Материалы по теме:
Влияние профессионально-этических требований на личность врача
Работа врача зачастую подразумевает оказание не только медицинской помощи, но и глубокого психологического влияния, поэтому специальные требования к наличию профессиональных и этических принципов являются наиболее существенными. В связи с ...
Мотивация и поведение личности в организации
Одним из принципов современной модели управления является принцип мотивации личности в организации. Управление как целенаправленное воздействие во многом зависит от имеющихся ресурсов и средств. Одним из средств воздействия на поведение че ...
Война как социальная катастрофа
Проблема сохранения здоровья и работоспособности лиц, подвергавшихся воздействию факторов экстремальных ситуаций, в последнее время привлекает внимание большого числа исследователей. Подобное явление обусловлено тем, что ежегодно десятки ...
Главные разделы