Психологические воззрения русских мыслителей XVIII века

Материалы » Развитие отечественной психологии » Психологические воззрения русских мыслителей XVIII века

Страница 2

Идеи Ломоносова развивали Яков Павлович Козельский - философ - материалист, выступавший против крепостничества и религиозной морали, ратовавший за справедливое общественное устройство, и Александр Николаевич Радищев, также резко обличавший в своих трудах самодержавие и крепостничество.

В условиях усиления крепостного гнета А. Радищев со всей остротой поставил проблему человечества. Базой его научных идей было революционно - демократическое мировоззрение. Однако, не меньше, чем материалистические взгляды А. Радищева, его психологию определяла гуманистическая этика.

Радищев отрицал существование души как самостоятельной субстанции. Психика является функцией известных органов тела - нервов и мозга, и без него невозможна.

Большое место в трудах А. Н. Радищева занимает проблема развития психики и, в связи с этим, сравнение психики человека и животных. Выдвигается положение о специфичности образа жизни человека: он не приспосабливается к природе, но преобразует ее, обладает речью, прямой походкой. Подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека связываются со своеобразием его знаний. Особенно отмечается роль занятий искусством, вооруженность различными средствами - все это расширяет возможности органов чувств "до беспредельности". Отдельно указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания.

Особо А. Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума, воздействия на человека общества (путем подражания и соучастия в переживаниях). Большое внимание уделяется проблеме способностей.

Вопросу о бессмертии души А. Н. Радищев посвящает философский трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии", где он пишет: "Я зрю везде смерть, то есть разрушение; из того заключаю, что и я существовать перестану . смерть всего живущего заставляет ожидать того же жребия".

Однако в результате мучительных размышлений, Радищев приходит к выводу о неразрушимости специфически человеческой особенности - "мысленности".

Пытается выявить силу, которая обеспечивает единство - "сцепление" - всех составляющих человека частей и сил.

Обращаясь к мышлению, он критикует сенсуализм Гельвеция ("мысль от чувств есть нечто отдельное"). Радищев подчеркивает активную природу человеческого мышления, выражением которой является внимание. Власть человека распространяется как на мысль, так и на желания, страсти и тело свое. Все это приводится как доказательство бессмертия души.

В своей книге "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Н. Радищев дает правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни простого народа. Книга было конфискована и до 1905 г. распространялась лишь в рукописном варианте.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что психологические проблемы, развиваемые в передовой науке и философии XVIII века, дали начало материалистическим и демократическим традициям отечественной философии и психологии в XIX веке.

Страницы: 1 2 

Материалы по теме:

Что представляет собой семья
С точки зрения семейной работы с детьми членами семьи считают тех лиц из системы взаимоотношений с ребенком, которые оказывают непосредственное и постоянное влияние на повседневный опыт ребенка. Ниже приводятся некоторые варианты определе ...

Особенности эмоционально-личностных отношений матери и ребенка-инвалида
Межличностные отношения между матерью и ребенком-инвалидом в силу специфических особенностей социальной ситуации развития могут рассматриваться как основной механизм формирования и развития личности ребенка. Известно, что эмоциональные св ...

Основные подходы к определению ведущей деятельности подросткового возраста
определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения: 1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности имеет интимно - личностный характер, предметом общения выступает другой челов ...