Активизация познавательной деятельности учащихся

Материалы » Способы организации и развития внимания учащихся старших классов » Активизация познавательной деятельности учащихся

Страница 2

С другой стороны, непроизвольное внимание, легко возникающее и менее утомительное, не обладает устойчивостью, легко переключаемо, скоротечно, за исключением тех случаев, когда причиной внимания выступает глубокий интерес и имеет место послепроизвольное внимание.

Поэтому на уроке необходимо активизировать как произвольное, так и непроизвольное внимание, и желательно стимулировать появление послепроизвольного внимания.

Оптимальным является чередование привлечения непроизвольного и произвольного внимания сообразно со структурой урока. Под структурой урока в данном случае подразумевается смена различных видов преподавания и учебной деятельности.

Само «чередование» осуществляется по следующей схеме:

1. Начало урока – привлечение непроизвольного внимания или произвольного внимания по усмотрению.

2. Начало первой части урока – непроизвольное внимание.

3. Продолжение первой части урока – произвольное внимание.

4. Начало второй части урока – непроизвольное внимание.

5. Продолжение второй части – произвольное внимание.

6. Начало третьей части (если есть) – непроизвольное внимание.

7. Продолжение третьей части – произвольное внимание.

8. Заключительная часть урока – произвольное или непроизвольное внимание по усмотрению.

Средняя продолжительность каждой части урока для старших школьников - 15 минут, для младших – 10 (в первом и втором классах – 5-7 мин).

Выделение двух или трех (возможно четырех) частей урока зависит от цели занятия и от возраста учеников - в старших классах допускается меньшее дробление урока, так как устойчивость произвольного внимания старшеклассников выше. Однако необходимо понимать, что меньшее дробление снижает динамику урока, делает его более монотонным.

Выделение частей не обязывает каждую из них наполнять одной деятельностью. Преподаватель волен делать их динамичными, менять форму работы внутри каждой части. Другое дело, что он может не прибегать при этом к непроизвольному вниманию, а управлять работой учеников простыми указаниями, актуализируя их произвольное внимание.

Существуют различные способы актуализации непроизвольного внимания на уроке. Ниже приводятся несколько примеров.

1. Показ яркого наглядного материала

. Наглядный материал понимается в широком смысле, это не обязательно плакат. Это наглядный образец, иллюстрации, видеоматериал и т. д.

Важен неожиданный характер демонстрации. Иначе эффект от яркости материала будет потерян. Например, плакат не должен висеть на доске во время перемены, так чтобы каждый мог его рассмотреть, он должен появиться на уроке, неожиданно и по воле учителя.

2. Образный, насыщенный рассказ

. Слуховой аналог наглядного материала. Рассказ не большой, но при этом динамичный с определенным сюжетом за которым ученики будут следить. Рассказ должен быть жизненным, желательно включать в него необычные факты.

3. Абсурдные утверждения

. Описание фактов расходящихся с опытом учащихся, противоречащих здравому смыслу. Например: «Хотите, я докажу, что 2=3?», «А рыбы могут ходить по суше» и т. п. Факты могут быть мнимыми, содержащими внутреннее противоречие (по аналогии с софизмом), или реальными. Если используется софизм, обязательно должна быть раскрыта ошибочность утверждения, его внутренняя нестыковка.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Особенности психической деятельности следователя при осмотре места происшествия
Осмотр места происшествия представляет собой особую разновидность познавательной деятельности следователя, которая протекает в сложных условиях воздействия на психику различных негативных факторов. Это и внезапность вовлечения его в эту д ...

Динамическая теория личности и группы К. Левина
Теория немецкого психолога К.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, ...

История возникновения рекламы
Невозможно сегодня просто пройтись по улице мегаполиса и не встретить изобилие всевозможной рекламы, она повсюду: на щитах, плакатах, листовках, стендах, билбордах, тентах, столбах, на транспорте, в газетах, в радио-сообщениях и т.д. Одна ...