Характерные особенности подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, прежде всего изменением места юноши в обществе, сменой его позиции при вступлении в новые отношения с миром взрослых, миром их ценностей, что во многом определяет новое содержание его сознания.
Сначала у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, что в раннем юношеском возрасте приводит к становлению относительно устойчивого представлении о себе как цельной, отличной от других личности. Именно на основании такого представления о себе к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое можно обозначить термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется восприятием себя членом общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Самосознание, как любое сложное психологическое образование, представляет собой неразрывное единство трех сторон – когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регуляторной. Переход от подросткового к раннему юношескому возрасту в сфере самосознания характеризуется как период развития и углубления рефлексивных и интегративных процессов.
Подросток вступает в значительно расширяющиеся общественные отношения, новые формы взаимосвязи, общения, пытается осознать их характер, самоопределяется. Он все активнее живет многогранной и содержательной жизнью группы резко увеличивается число и объем его обязанностей. Однако изменение места, занимаемого подростком в системе общественных отношений, само по себе не обеспечивает формирования его личности, а характеризует лишь достигнутую ступень. Развитие психики, формирование личности ребенка определяются развитием деятельности, создающей новую структуру отношений.[6]
Важнейшим моментом новой социальной позиции подростка оказывается осознание им своего Я, которое проявляется в формировании самооценки, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в повышенном интересе к собственной личности и потребности в оценке своих личностных качеств. Формирование самосознания, отношение к себе как к самостоятельной личности являются существенной характеристикой любого подростка (независимо от его пола и темперамента).
Потребность подростка в самонаблюдении, самооценке, самоутверждении и самосовершенствовании возникает не из пустого любопытства и поверхностного влечения к самоуглублению и является не бесцельным самокопанием, а потребностью проанализировать свои достоинства и недостатки и понять, что в собственных поступках и целях правильно и что неправильно, чего следует добиваться и от чего воздерживаться.
Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения в подростковом возрасте схематично можно представить следующим образом. Половое созревание, связанное с появлением новых гормонов в крови и их влиянием на ЦНС, с бурным физическим развитием, приводит к повышению активности, физических и психических возможностей ребенка и создает благоприятные условия для возникновения у него ощущения взрослости, самостоятельности. Однако на данном этапе психического развития ребенок еще не может быть полностью самостоятельным и ощущать свою социальную компетентность. Возникает одно из основных противоречий этого возраста – между возросшим ощущением самостоятельности, взрослости и психическими возможностями подростка. Как происходит разрешение этого противоречия и как оно отражается на внешнем поведении детей? Личность, как известно, проявляется в конкретных поступках. Следовательно, для демонстрации самостоятельности надо совершать самостоятельные поступки. Однако, чтобы поступать самостоятельно, надо быть относительно независимым от непосредственного социального окружения, надо владеть механизмами личностной саморегуляции. Налицо кризисная ситуация, которую подросток стремится преодолеть. Главная трудность в данном случае заключается в обретении отсутствующей у подростка внутренней уверенности в себе, ясного самосознания и самоуважения, которые и делают человека способным поступать самостоятельно и компетентно (в одних случаях отстаивая правоту вопреки сопротивлению окружающих, а в других – спокойно, без упрямства принимая их требования и нормы социума). У подростков есть несколько возможностей для ощущения собственной компетентности. Одна из них – развитие своей личности по образцу и подобию личности взрослого человека, так как именно взрослый в глазах ребенка обладает самостоятельностью и компетентностью. Поэтому первое, к чему стремится ребенок подросткового возраста, – это показать себе и окружающим, что он уже не ребенок. Чтобы решиться на самостоятельные поступки, ребенок непроизвольно убеждает себя, что имеет на это право, так как он уже взрослый.
Материалы по теме:
Определение объема выборки исследования
Выбор объекта исследования — задача, которую предстоит решать психологу после определения зависимой и независимой переменных.
В прикладных исследованиях свобода психолога ограничена уже тем, что объект известен с самого начала. Формирова ...
Разнообразие и особенности детских взаимоотношений
в средней группе детского сада
В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогическо-психо ...
Особенности Я-концепции в раннем детстве
В ранней юности происходит постепенная смена “предметных” компонентов Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего “я”. Юноша привыкает к своей внешности , формирует относительно устойчивый ...
Главные разделы