Гендерные различия – это многоаспектное понятие, включающее физиологические, психические и социальные различия мужчин и женщин. Подходы к этой проблеме могут быть совершенно разными, и зависят от того, с позиций какой дисциплины, какими методами и с какой целью мы берёмся за исследование, какие критерии выделяем для анализа. Аспектами исследования могут быть биологические особенности половой дифференциации, гендерные стереотипы, половая идентификация, гендерные установки, половые различия в эмоциональной сфере, личностные особенности мужчин и женщин, особенности общения, связанные с полом и т. д.
Как отмечает И.С. Клецина, существуют два противоположных подхода, обосновывающих дифференциацию полов: половой диморфизм и половой символизм.
Согласно первому подходу, т. е. полового диморфизма, половая дифференциация — универсальный биологический процесс, который культура только оформляет и осмысливает с теми или иными вариациями. Этот подход, пишет И.С. Клецина, идет как бы снизу. «Его исходная точка — биологический половой диморфизм, который дополняется системой психических различий, проявляющихся в определенном наборе индивидуальных различий в психофизиологических реакциях, когнитивных процессах, мотивации, способностях и интересах мужчин и женщин».
С позиций второго подхода — полового символизма — гендерная дифференциация не тождественна половому дуализму, связанному с половым диморфизмом, поскольку она связана с конструированием полов в течение жизни [17, 219].
Таким образом, мы видим, что ученые до сих пор спорят о природе происхождения половых различий. Но то, что эти различия существуют – доказанный факт.
Об этом же пишет Ш. Берн: «С точки зрения социальной психологии, гендер находится под сильным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что — женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Существуют два основных механизма, осуществляющие дифференциальную социализацию — это дифференциальное усиление и дифференциальное подражание».
Дифференциальное усиление - процесс социализации, в ходе которого приемлемое для данного общества поведение поощряется, а неприемлемое наказывается социальным неодобрением.
Дифференциальное подражание - процесс социализации, в ходе которого человек выбирает ролевые модели в соответствующей ему с точки зрения общепринятых норм группе и начинает подражать их поведению [6, 20].
Более рациональной кажется теория сторонников полового символизма, так как существующее в обществе нормативное и информационное давление – это объективная реальность. А вот для того, чтобы доказать точку зрения их оппонентов необходимы определенные условия: отсутствие влияния гендерных норм, неравенства социальных возможностей и информационного давления. Проведение эксперимента с соблюдением подобных условий не представляется возможным, так как те или иные гендерные нормы присутствуют даже у «диких» племен Африки и Южной Америки.
Материалы по теме:
Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: фор ...
Психодиагностические методы исследования управления социально-сихологическим
климатом
В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека.
Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент был достато ...
Методы консультирования и коррекции супружеской пары
Проблема психологического благополучия связана, в первую очередь, с тем, насколько психологически совместимы друг с другом члены будущей семьи.
Задачами психокоррекции супружеских расстройств является облегчение эмоциональных страданий и ...
Главные разделы