Если отталкиваться от слов, образующих понятие «коммуникативная компетентность» («компетентность в общении»), то:
При определении компетентности внимание уделяется трем аспектам. Первый относится к степени овладения нужными умениями и навыками; второй — к юридическому соответствию; третий — к вопросу, достаточно ли опытным является тот или иной специалист, чтобы заниматься профессиональной деятельностью. [16]
Понятие «компетентность» весьма растяжимое, поскольку не определяет точной степени мастерства. Этот термин может использоваться для обозначения минимального, приемлемого, оптимального или высшего уровня квалификации. Однако не это обычно понимается под «компетентностью»: большинство людей, стремящихся пользоваться услугами компетентного врача, подразумевают, что это человек, от которого можно ожидать высокой компетентности. Таким образом, в традиционном понимании компетентность приобретает существенное оценочное значение.
Коммуникация (от лат. communico – «делаю общим, связываю, общаюсь») — связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию [15, 225].
Общение — это «процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия» [11, 276]; «психический контакт между людьми, возникающий при обмене информацией и приводящий к взаимовлиянию, взаимопереживаниям и взаимопониманию» [15, 351]. Общение — частный и специфичный вид коммуникации.
В отечественной психологии традиционно в структуре общения выделяются три следующие стороны: коммуникация (передача информации), интеракция (взаимодействие) и перцепция (взаимовосприятие). Обязательными предпосылками общения являются наличие контакта между людьми, общность их языка и тезаурусов — запасов смысловой информации.
Общение — взаимный процесс: общающиеся стороны оказывают влияние друг на друга, передают друг другу информацию, обмениваются эмоциями. Возникающий при этом психический контакт может быть непосредственным («лицом к лицу»; например, при встрече) и опосредованным (теми или иными техническими средствами: с помощью писем, телефонного разговора).
В зависимости от количества общающихся людей различают три вида общения: межличностное — между двумя субъектами; личностно-групповое — между человеком и группой; межгрупповое. По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение.
При непосредственном общении между людьми устанавливается (в порядке увеличения) соответствующая дистанция: интимная, личная, социальная и публичная. Первые две свидетельствуют о том, что общающиеся — близкие знакомые, друзья; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные (деловые) контакты; публичная возникает между докладчиком и аудиторией, между артистом и зрителями.
Средства общения делят на речевые (вербальные) и неречевые (невербальные).
Общение рассматривается как необходимое условие всякой совместной деятельности или ее сторона, а также как самостоятельный вид деятельности, возникшей на базе труда и в процессе социально-исторического развития.
Материалы по теме:
Мыслительный процесс и его фазы
По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя ЦЕЛЬ и УСЛОВИЯ. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом РА ...
Психология сторон
Принцип состязательности,
заложенный в российском уголовно-процессуальном праве, прямо прописан только в разделе УПК РФ[5], посвященном суду присяжных. Обязательность участия в рассмотрении дела судом присяжных защитника и государственно ...
Причины конфликтов между супругами
Этими словами В. Шекспир предвосхитил одно из фундаментальных положений социальной психологии – то, по которому любые отношения между людьми носят не только межличностный, но и ролевой характер.
Все мы, живя в социуме, занимаем определен ...
Главные разделы