Управление ребенком

Материалы » Семья и ребенок » Управление ребенком

Страница 1

ребенок семья психический личностный развитие

Я хотела бы затронуть тему управления ребенком, если такой пассаж вообще возможен с точки зрения этики. Корректно ли управлять ребенком и если да, то, как это должно проявляться.

Вот смотрите: с одной стороны, манипулирование или управление детьми, да и людьми – с точки зрения этики и человеческого отношения неэтично, плохо, непедагогично. С другой стороны встает вопрос – как воздействовать на ребенка, чтобы достичь неких воспитательных целей? Однозначного ответа, скорее всего не будет, так как факторов такого поведения ребенка много. Чтобы разобраться и найти причину, давайте затронем психологию ребенка 7 лет.

С 6-7 лет ребенок идет, как правило, в школу, меняется его социальная позиция, у него появляются обязанности, чувство ответственности, долга – все это способствует развитию нравственных сторон личности или попросту говоря, совести. Ребенок начинает переживать, если не соответствует требованиям и ожиданиям от него, появляется тревога и страх того, что он будет не тем, о ком говорят хорошо, кого уважают, ценят и понимают. Все это объединяется в совесть – главное психологическое новообразование этого возраста.

Идем дальше. Итак, если в младшем школьном возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных требований, то в дальнейшем сделать это будет очень трудно, так как упущено время для развития ответственности.

Что же делать? Можно, конечно, навешать на ребенка кучу правил и условностей, запретов и угроз, и ребенок будет бояться даже малейшей неудачи, в итоге – постоянная напряженность и развитие различных комплексов.

Как же выбрать золотую середину и найти правильное решение, как использовать кнут и пряник? Часто родители пользуются лишь кнутом, а пряник съедают сами…Я не люблю слово управление, поэтому буду говорить воздействие.

Итак, вам нужна дисциплина. Возникают сразу ассоциации – наказания.

Но для начала хочу вспомнить замечательного педагога Юлию Гиппенрейтер и обратиться к ее правилам для родителей:

1. Правила обязательно должны быть в жизни каждого ребенка

2. Правил не должно быть слишком много и они должны быть гибкими

3. Родительские требования не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка

4. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой (вспомните причину отсутствия чувства ответственности у ребенка, о которой я говорила выше)

5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

А теперь о наказаниях… Может получиться так, что ребенок будет наказан случившимся событием, то есть произойдет нечто, что вызовет сильное эмоциональное потрясение. Родитель может поступить мудро, чтобы помочь своему ребенку извлечь урок из случившегося. Еще один из видов наказания – когда ребенку некого будет винить, кроме самого себя (двойка за невыученный урок). В этой ситуации родителю захочется сказать «ага, я же тебя предупреждал!», Но остановитесь, подумайте, ведь ребенок знал, что вы его предупреждали и память у детей на такие вещи прекрасная, потом, когда ребенок расстроен, он не услышит ваших замечаний и ему очень трудно признаться в своей ошибке. Помогите ребенку сделать вывод из этого самостоятельно.

Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Поэтому если вы используете такие фразы, как «если ты не сядешь делать уроки, ты не пойдешь завтра с папой покупать тебе новую игру». Еще один путь. Ю. Гиппенрейтер предлагает создавать в доме зону радости, то есть иметь в запасе большие и маленькие праздники семьи. Нужно сделать их регулярными, чтобы ребенок знал и ждал их, что они наступят обязательно. Но если случился проступок, отменяйте их. Но не пользуйтесь этим по мелочам. Поэтому таким детям нужна только помощь, а не наказание и критика. Причина непослушания таких детей только эмоциональная, то есть не слушается он НЕ специально. Нужно найти причины этих его проблем. Их несколько:

Страницы: 1 2

Материалы по теме:

Формирование убеждения и вынесение приговора судом
Этот этап деятельности имеет особенность в психических общениях, которые здесь возникают только между составом судей, рассматривающих уголовное дело. Закон прямо и категорически запрещает судьям вступление на данной стадии в какие-либо об ...

Фрейд и Ференци
В 1907 году, перечитав во второй раз «Толкование сновидений», Ференци испытал потребность написать Фрейду. При посредничестве врача доктора Штайна в 1908 году, незадолго до Зальцбургского конгресса, состоялась их первая встреча на квартир ...

Среда, наследственность и развитие личности
В психологии проблема соотношения биологического и социального фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности; степень «животности» и степень «человечности» в личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личност ...