Межличностные отношения между матерью и ребенком-инвалидом в силу специфических особенностей социальной ситуации развития могут рассматриваться как основной механизм формирования и развития личности ребенка. Известно, что эмоциональные связи между матерью и ребенком являются основой формирования ценностного отношения ребенка к себе, к другим, к окружающему миру. Состояние эмоциональной сферы является показателем личностного здоровья ребенка, обусловливающим его социальное поведение.
Предметом исследования стало изучение эмоционально-личностных отношений матери и ребенка-инвалида на базе городского реабилитационного центра детей-инвалидов г. Казани. Основной гипотезой явилось следующее: эмоционально-личностные особенности матери и эмоциональные отношения ребенка в семье имеют тесную сопряженность и созависимость. Существенное влияние на характер эмоциональных отношений матери будут оказывать социально-демографические, статусные факторы, а также характер заболевания ребенка. Исследуемая группа матерей, имеющих детей-инвалидов младшего школьного возраста, составляла 41 человек. Детская выборка была разделена на две группы; дети с двигательной патологией и дети с прочей патологией. При этом учитывалось, что во вторую группу входили дети, чей диагноз носил отсроченный характер. Как известно, материнско-детские отношения не возникают одномоментно, но проходят сложный путь становления и имеют свои сенситивные периоды, тонкие механизмы регуляции и запускающие стимулы. Поэтому были созданы группы, отличающие тем, что статус "инвалид" ребенком был получен в разное время. Материнская выборка на основании данных анамнеза была разделена на следующие группы в соответствии с поставленной целью: из полной - неполной семьи - 24 чел., работающая - неработающая мать - 25 чел., имеющая высшее образование - без высшего образования - 20 чел., матери детей с ДЦП - матери детей с прочей патологией - 21 чел.
Согласно поставленным задачам, были использованы методики: методика Р.В. Коана, Р.Б. Кеттелла и проективная методика "Моя семья" для изучения эмоционально-личностных особенностей детей и их отношений к семье. Кроме того, использовался метод открытого наблюдения за детьми. Для изучения выборки матерей - цветовой тест Люшера, сочинение "Портрет моего ребенка". Обработка данных включала как количественный, так и качественный анализ.
Выявлены следующие характеристики эмоционально-личностных особенностей матерей детей-инвалидов:
состояние высокой мобилизованности; готовность справиться с трудностями наблюдается в 61% случаев, это состояние характерно для следующих групп матерей (ВК > 1) - неполной-полной семьи; неработающих-работающих; с высшим образованием: имеющих детей с прочей патологией;
сниженная активность, неготовность справляться с трудностями - 31%; для них характерна ориентация на покой и отдых (ВК < 1) - имеющих среднетехническое образование, имеющих детей-инвалидов с двигательной патологией;
для всех групп матерей характерно чувство тревоги, страдания и страха. Для детей-инвалидов с двигательной патологией характерны такие черты личности, как эмоциональная неустойчивость, чувство неловкости и неуверенности в себе, избегание общения с окружающими людьми; сниженный фон настроения, ранимость, зависимость от людей и обстоятельств; повышенный уровень тревожности и невротизма. Группы детей отличаются по фактору "экстраверсия". Дети с двигательной патологией ориентированы на межличностные отношения, они больше демонстрируют доброжелательность и интерес к окружающим людям, чем дети с прочей патологией, у которых больше выражены недоверие, холодность, скрытость и расчетливость во взаимоотношениях с людьми.
Эмоционально-личностное отношение матери к ребенку включает следующие характеристики: высокий уровень конфликтности в семье (29%); неблагоприятная семейная ситуация (26%); наличие чувства неполноценности в семье (18%); тревожность в семье (29%); некоторая враждебность в семейной ситуации (4%).
Материалы по теме:
Специфика взаимоотношений больного и врача
Выполнение профессиональных обязанностей во врачебной деятельности по утверждениям С.Л. Соловьева требует «вхождения» в ситуацию болезни и ее переживания больным. Болезнь ситуация неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непро ...
Теории индивидуальных различий
Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложн ...
Соединение простых чувств
Все имеющиеся в любой данный момент в сознании элементы чувств объединяются в одну единую равнодействующую чувства. Правда, и одновременные ощущения в пределах известной области чувств тоже обыкновенно более или менее тесно объединяются в ...
Главные разделы