Фрейд и Теодор Райк

Доктор философии Теодор Райк вступил в Венский психоаналитический кружок Фрейда совсем еще молодым и стал одним из первых фрейдовских учеников. Фрейд, с самого начала считавший Райка чрезвычайно одаренным – «одним из главных наших надежд» - и особенно ценивший его наряду с Ранком как исследователя и мыслителя, был связан с ним на протяжении тридцати лет, сначала лично, а затем посредством писем.

Во многих письмах Фрейда можно найти похвалу и признание работ Райка, порой также и замечания в их адрес. Например, Фрейд считает, что они бывают «неотесанными, ядовитыми, сварливыми». В частности, по поводу одной рецензии Райка он отзывается в письме таким образом: «Юмор – это хорошо, но не оскорбление, лучше бы Вы сделали дружелюбные и разумные предложения».

Даже в 1928 году, когда Фрейд в связи с операцией находился в Берлине, где в то время практиковал Райк, он пытался опекать и воспитывать своего коллегу. В ту пору Райк выступил против одного своего коллеги со статьей, полной горьких упреков. Возможно, Райк понимал, что Фрейд воспримет это выступление, как нечто недостойное. С болью в сердце Фрейду пришлось защищать своего юного коллегу от враждебных выпадов, перешедших уже всякие границы. Даже когда Райк написал «Очерк о Достоевском» как отклик на статью Фрейда «Достоевский и отцеубийство», где была как критика, так и признание размышлений профессора. Фрейд откликнулся на это одобрительно.

Фрейд и Анна Фрейд

В декабре 1895 года родилась Анна, шестой и последний ребенок. Когда Анне было 13 лет, Фрейд познакомил её со своей теории психоанализа, она стала посещать его лекции и даже присутствовала на приемах пациентов. После окончания университета, полностью увлеклась психоанализом и вошла в Венское общество. Принимала пациентов в кабинете Фрейда. Когда болезнь сломала Фрейда, она продолжала выступать с его лекциями. Ну что здесь можно сказать, Фрейд хоть и ждал сына, но в дочери «души не чаял» и видел в ней свое продолжение, продолжение жизни своего «дитя» - психоанализа.

Фрейд и Райх

В 1919 году еще студентом-медиком Райх впервые прослушал лекцию по психоанализу и решил посвятить свою жизнь психиатрии.

Более всего Райха привлекала фрейдовская теория либидо, он искал биологические основания этой концепции сексуальных влечений. Он полагал, что нашел, наконец, это подтверждение в открытии биоэнергетических функций, теории оргазма и теории оргона. Его попытка провести «сексуальную революцию» и создать синтез марксистской теории и психоанализа натолкнулась на сопротивление с обеих сторон – как марксисты, так и психоаналитики, в конечном счете, отошли от идей Райха. Райх полагал, что Фрейд был несчастливо женат и зажат в своих отношениях к ученикам и друзьям. Личный и научный разрыв между ними произошел в 1929 году. Райх относил это на счет своих напряженных отношений с Паулем Федерном, проводившим с ним учебный анализ. В сентябре 1930 года, прежде чем отправиться в Берлин, Райх в последний раз посетил профессора в Грундльзее, чтобы попрощаться. Между ними произошло резкое объяснение, и это был конец. Последний приговор Фрейда звучал так: «Ваши взгляды не имеют ничего общего со столбовой дорогой психоанализа». На этой исторической встрече Фрейд якобы также сказал: «Спасать мир – не есть смысл нашего существования».

Материалы по теме:

Анатомо-физиологические особенности младших школьников
В младшем школьном возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника - шейный, грудной и поясничный. Однако окостенение скелета еще не заканчивается отсюда - его большая гиб ...

Классификация и виды потребностей
Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущности потребности, выявивший неоднозначность подходов, объясняет и множество классификаций потребностей. Нек ...

Психологические подходы к исследованию памяти
Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти – одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Исследования памяти в настоящее время заняты представители разных нау ...