Краткий исторический очерк развития юридической психологии

Материалы » Характеристика основных разделов юридической психологии » Краткий исторический очерк развития юридической психологии

Страница 3

В это время вновь возрождается античная человековедческая направленность правового мировоззрения. Так выдающийся юрист и мыслитель эпохи Просвещения Шарль Луи Монтескье

считал, что «духом законов» является рационалистическая природа человека, что каждый частный закон зависит от другого, более общего закона. К таким естественным общим законам он относил стремление к миру, желание жить в человеческом обществе, где за счет соединения доброй воли отдельных людей образуется гражданское состояние общества, в котором главным основным законом является справедливость. Поэтому политические и гражданские законы призваны реализовать справедливость.

В 1764 г. вышла небольшая брошюра последователя Монтескье итальянского юриста Чезаре Беккариа

«О преступлениях и наказаниях», которая затем выдержала 60 изданий на многих языках мира. Изложенные в ней идеи произвели переворот в практике уголовного права. В частности, он впервые провозгласил, что эффективность наказания зависит не от его жестокости, а от неотвратимости и быстроты исполнения и то, что человек должен признаваться невиновным, пока суд не вынесет ему обвинительный приговор.

В 1776 г. в Декларации независимости Соединенных Штатов были сформулированы основные положения общечеловеческой идеологии нового времени: все люди сотворены, и все они одарены Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами: правом на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих самых важных человеческих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, более всего будут способствовать его безопасности и счастья.

В 1789 г. после победы Великой французской революции была принята Декларация прав человека и гражданина. В первой статье этого исторического документа было провозглашено: люди рождены и остаются свободными и равными в правах. А свобода состоит в возможности любой жизнедеятельной активности, не приносящей вреда другому. Границы свободы лимитируются законом. Все, что не запрещено законом, - дозволено.

А с начала XIX века в странах Европы происходит заметное смягчение карательных мер и пыток, полный отказ от публичных казней и экзекуций. Однако попытки прибегать к полным мерам наказаний отмечаются в отдельных случаях вплоть до начала XX века. И это происходит на фоне прогрессивных буржуазных изменений в Европе и начатых с периода отмены крепостного права реформ в России.

В конце XIX века развитие наук о природе общественных явлений, порождает стремление разобраться в причинах преступности, научно обосновать деятельность социальных институтов, занимающихся ее предупреждением. Начинает складываться новый подход к решению данной проблемы, основной сутью которого является стремление вскрыть причины преступного поведения и на их основе составить программу практической деятельности по борьбе с преступлениями и преступностью.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по теме:

Развитие Я-концепции в младшем школьном возрасте
Я-концепции в младшем школьном возрасте Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Отдельные компоненты этой сложной установочной системы складываются постепенно и сосредоточены на детстве и юности - периоде формирования лично ...

Формирование школы психоанализа
В рассмотрении формирования и функционирования школы психоанализа невозможно обойти стороной роль Ранка как летописца истории психоанализа. Протоколы дают нам наглядное представление о первом периоде развития психоанализа в Вене. Они импл ...

Классическая теория эквивалентной справедливости и ее оценка
Справедливость как социально-психологический феномен стала предметом изучения после появления "теории эквивалентной справедливости" ("equity theory"), предложенной Дж. Адамсом [14]. Эта теория объединила представления ...