Структурно-психологический анализ рофессиональной деятельности юриста

Материалы » Характеристика основных разделов юридической психологии » Структурно-психологический анализ рофессиональной деятельности юриста

Страница 2

- развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, высокая умственная работоспособность;

- аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное;

- активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитые воображение и интуиция.

Коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юриста

связана с тем, что основная часть его работы протекает в условиях профессионального общения.

Неразрывное единство профессиональной деятельности и общения имеет важное методологическое значение в работе юриста. Во многих случаях именно общение для юриста приобретает самостоятельный, процессуальный характер как особый вид профессиональной деятельности. Это происходит и в ситуации допроса, в ходе предварительного следствия или в судебном заседании, при постановлении приговора составом суда в совещательной комнате, в ситуации публичного выступления перед судебной аудиторией, во время встреч с представителями средств массовой информации, общественностью и т.д. При этом профессиональное общение следует рассматривать не только как обмен информацией (коммуникативная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сторона) и восприятия людьми друг друга (перцептивная сторона).

Способность устанавливать межличностные контакты с различными участниками общения – коммуникативная компетентность – является важнейшим качеством эффективности труда юриста и его профессиональной пригодности.

Организационно-управленческая подструктура равоохранительной деятельности

заключается в умении эффективно работать с людьми.

Особенно важна данная подструктура в работе руководящего звена, так как здесь необходимо постоянное рабочее взаимодействие с представителями различных государственных органов, предприятий, учреждений с установлением официальных и межличностных контактов, а также учет индивидуально-психологических особенностей подчиненных для распределения между ними обязанностей, координирования и контролирования хода выполнения ими служебных заданий. Необходимо также поддерживать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, своевременно устранять условия, способствующие возникновению конфликтных ситуаций, а при их возникновении, сохраняя самообладание, принимать оптимальные решения организационного или тактического характера, прогнозируя их последствия.

Важную роль здесь играют и другие отмеченные выше качества, как коммуникативная компетентность, нервно-психическая устойчивость, адекватная самооценка, высокая мотивация достижения успеха.

Отрицательно сказываются на организаторские и управленческие возможности юриста: психопатические черты и свойства характера, повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность.

Воспитательная подструктура правоохранительной деятельности

определяется целями и задачами правосудия в проведении профилактических мероприятий в ходе борьбы с правонарушениями, при разъяснении законодательства различным категориям граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации.

Участие юристов в воспитательной работе предполагает наличие у них высокого общеобразовательного уровня, культуры, широкого кругозора, эрудиции. Они должны уметь выступать перед аудиторией, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения.

Выделение описанных подструктур носит конечно же условный характер, поскольку на деле они очень тесно переплетены между собой и выступают в едином комплексе. Так, например, при расследовании уголовных дел во время допроса свидетеля, обвиняемого и коммуникативная и познавательная подструктуры в деятельности следователя столь тесно взаимосвязаны, что их практически невозможно разделить на отдельные элементы. Однако такой методологический подход помогает более углубленно проанализировать профессиональный труд юристов, разработать профессиограмму их деятельности, определить критерии оценки психологических качеств лиц, стремящихся стать юристами, создать систему профессионального психологического отбора в правоохранительные органы.

Страницы: 1 2 

Материалы по теме:

Изучение игровой деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Материалы включают в себя методики изучения игровой деятельности дошкольников, сравнительный анализ полученных данных об игровой деятельности как нормально развивающихся детей, так и детей с задержкой психического развития, воспитывающихс ...

Профессиональное консультирование молодежи
Правильно поставленная работа по профессиональному консультированию с использованием новых технологий позволит молодым людям избежать многих препятствий и ошибок, встречающихся на пути выбора и освоения профессии, и тем самым облегчить вх ...

Значение статуса для подростка и его влияние на взаимоотношения с ровесниками
Современная психология выделяет официальную (или формальную) и неофициальную (неформальную) структуры взаимоотношений в коллективе. А.С.Макаренко назвал официальную систему отношений - «система ответственных зависимостей» [цит. по 6, с. ...