четко осознаются и регулируются субъектом. Они целенаправленны. Их совершению предшествуют выбор цели, процессы мотивации, принятия решения. Прогнозируются результаты, вносятся определенные поведенческие коррективы по мере их совершения. Однако в зависимости от ситуации, уровня эмоционально-волевой устойчивости субъекта волевые действия могут перерастать в импульсивно-аффективные, необходимые для аффективной разрядки, снятия эмоционального напряжения.
Если схематически представить себе процесс формирования и проявления преступного поведения субъекта, умышленно совершившего преступление, то такой процесс условно можно разделить на два основных этапа
.
1 этап – мотивационный
. На данном этапе у субъекта под воздействием возникшей потребности формируется весьма активное потребностное состояние
, которое может перейти в мотив противоправного поведения
. Это происходит в тех случаях, когда возникшая потребность не может быть реализована законным способом. На данном этапе нередко наблюдается борьба мотивов
, активизируются процессы целеобразования, выбора объекта, на который субъект планирует направить свои преступные действия. Первоначально мотивы и цели могут и не совпадать, но затем происходит своеобразный сдвиг мотивов на цель.
Завершением данного этапа является прогнозирование
и принятие решения
. После того как решение принято, оцениваются условия, в которых будут совершаться противоправные действия с точки зрения того, насколько они будут способствовать достижению поставленных целей, подыскиваются, выбираются средства и способы, орудия совершения преступления. В случаях готовящегося группового преступления распределяются роли с их функциональными обязанностями среди его участников.
Сердцевиной мотивационного этапа является формирование мотивации преступного поведения
. Оно имеет многоплановый характер. Здесь можно выделить следующие наиболее важные составляющие:
- появление потребности как источника активности личности;
- переход потребности в мотив противоправного поведения.
Вначале формируется потребность
, которая может существовать без связи с объектом преступления. Затем потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый предмет – свою побудительную и направляющую функцию, т.е. становится мотивом
.
В результате переживания субъектом возникшей потребности как своей личностно значимой, появляется особое, актуальное для субъекта потребностное состояние.
Оно все с большей силой оказывает влияние на отношение субъекта к объектам (предметам), способным удовлетворить эту потребность. В последующем при значительном расхождении потребностного состояния с возможностями удовлетворения потребности могут появится отрицательные эмоции, которые могут стать предпосылками конфликтного противоправного поведения.
В личностном развитии потребности претерпевают внутреннюю перестройку. Их искажение ведет к формированию двух систем потребностей: дисгармоничных и деформированных
. Первая предполагает доминирование одних потребностей над другими, а вторая – гипертрофию или извращение отдельных потребностей.
Сама по себе потребность, например в материальном достатке, не может оцениваться отрицательно. Но когда она под воздействием негативных влияний среды и антиобщественного мировоззрения деформируется, то может привести к формированию преступного поведения.
Потребностная сфера
большинства правонарушителей характеризуется нарушением равновесия между различными видами потребностей и способами их удовлетворения, преобладанием в ее структуре духовно обедненных, асоциальных потребностей, которые в случае борьбы мотивов могут отрицательно повлиять на выбор цели и средств деятельности – привести к противоправным действиям.
Материалы по теме:
Гендерная психология лидерства
До этого мы разбирали явление лидерства и феномен гендерных различий вне их взаимосвязи друг с другом. Но целью данной работы является именно интегральный анализ этих явлений. Итак, с середины 1970-х годов на стыке гендерной психологии и ...
Причины возникновения, особенности речевой сферы и восприятия
Причины возникновения Поиски причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы. В связи с этим в начале 50-х годов наибол ...
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
темперамент высший нервный деятельность
Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям деятельности – формирование его индивидуального стиля.
Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, ...
Главные разделы