В психологии экстремальных ситуаций выделяют следующие фазы психических реакций при катастрофах. В этих фазах чётко прослеживается поведение, в данном случае, воина во время боевых действий.
Первой фазой является героизм, который начинается в момент катастрофы и длиться несколько часов. Для этой фазы характерен альтруизм, героическое поведение, вызванное желанием помочь людям, спасти их а также спастись и выжить самому. Но у этой фазы есть большой недостаток - человек недооценивает свои возможности, и возникает ошибочное мнение, которое не позволяет "трезво" оценивать ситуацию.
Вторая фаза возникает у воинов после окончания сражения и называется "медовым месяцем". Продолжительность этой фазы от 3 до 6 месяцев. Те кто выжили переживают большое чувство гордости за то что преодолели все опасности и трудности и остались в живых. В этой фазе пострадавшие-участники надеются и верят, что все трудности позади.
Третья фаза - разочарование. Обычно длится от 2 месяцев до 1-2 лет. Возникает сильное возмущение и горечь, в конце-концов разочарование, которое возникает в процессе разрушения этих надежд.
Четвертой фазой является восстановление. Начинается тогда, когда те кто выжили, осознают что теперь им самим необходимо начинать всё сначала: обустраивать быт и берут на себя ответственность за выполнение этих задач.
У молодых российских солдат в зоне боевых действий во время эмоционального напряжения, обусловленного не вполне осознаваема страхом смерти, сначала появлялись две стрессовые реакции.
1. Стрессовая поисковая активность, направленная на "знакомство" с опасностью. Солдаты - новички, в разной степени осознавая это, противопоставляют себя опасности, смерти. Одни - принижая, отрицая её; в глубине сознания они как бы говорят: "Стреляйте - не попадёте в меня!", "Не боюсь вас!" Это стрессовая социализация с невидимым источником опасности. Другие солдаты - новички утверждают себя, свою индивидуальность, как бы произнося: "Я неуязвим! Я не боюсь!" Обе формы активности могли сочетаться у одних и тех же людей. У солдат, склонных к стрессовой активности, при эмоциональном напряжении кровь может приливать к лицу - они "краснеющие".
2. Вторая первичная стрессовая реакция - пассивность. Она проявлялась в заторможенности движений (с сильной активностью кататаноидностью или с чрезмерной расслабленностью - катаплексоидностью), замедление интеллектуальных действий, субдепрессивности, снижении склонности к общению. У таких солдат при эмоциональных напряжениях может возникать спазм лицевых сосудов - они "бледнеющие" при стрессе.
В процессе адаптации к военным стрессорам дифференциация солдат на активных и пассивных перестала быть заметной.
С древнейших времён учёным - врачам и в Европе, и в Азии известно, что в критических (экстремальных и болезненных) ситуациях многообразие человеческих различий уменьшается, затеняется либо активным, либо пассивным поведением, реакции на неблагоприятные, угрожающие здоровью и жизни причины. Как указывал ещё Гиппократ, крайняя форма активности - мания, пассивности - депрессия.
Первые исследования военного стресса (он ещё не назывался "стрессом") были проведены Эрнстом Кречмером во время первой мировой войны. Активную форму военного стресса он называл "двигательной бурей". Она могла проявляться в форме как слабого беспокойства, суетливости, мнительности, так и сильной обеспокоенности, метания, неудержимой и не управляемой беготни, паники в поисках мнимого спасения. Пассивную форму военного стресса Кречмер называл "мнимой смертью". Спектр её проявлений - от чувства слабости, субдепрессивность, ослабления силы и тонуса мышц до полной, не контролируемой субъектом расслабленности (катаплексоидности), адаптации, депрессии, обморока и даже летаргии. Ганс Селье, предложивший и насытивший понятие "стресс", писал, что, 30 лет изучая его, он увидел: в психологическом смысле "стресс" - это превращение "обычного" поведения в активное либо пассивное.
Материалы по теме:
Механизмы самосознания
Первый из них – это способность к осознанию психических явлений.
Уже в течение первого года жизни у ребенка формируется способность отделить себя от своих зрительных образов, т. е. осознать то, что мир существует независимо от него, но в ...
Преодоление страха у детей младшего школьного возраста
Психологи выделяют два способа преодоления страха и тревожности у детей: 1) выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой; 2 ...
Физиологический и патологический аффекты
Физиологический аффект следует отличать от патологического аффекта - болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.
Приведем схему различительных признаков физиологического ...
Главные разделы