Типы высшей нервной деятельности

Страница 1

Экспериментируя над собаками, И.П. Павлов заметил, что каждое животное имеет свои индивидуальные способности. Одна собака – живая, подвижная; у нее быстро вырабатываются условные рефлексы, как положительные, так и тормозные, относительно происходит переделка стереотипа. Другая собака отличается своим спокойствием и медлительностью; у нее медленно вырабатываются положительные условные рефлексы и относительно легко – тормозные, переделка динамического стереотипа нелегко дается собаке этого типа. Из попытки выяснить причины этих различий и возникло учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.

Тип высшей нервной деятельности по Павлову – это своеобразный комплекс основных свойств нервных процессов возбуждения и торможения – силы, равновесия и подвижности.

Под силой И.П. Павлов понимал работоспособность нервных клеток, их способность выносить напряжение, не впадая в тормозное состояние (запредельное торможение). Сила нервных процессов зависит от запаса реактивного, или функционального, вещества в нервных клетках.

Сила нервного процесса характеризуется адекватной реакцией на сильные раздражители: сильные раздражения у сильной нервной системы вызывают и сильные процессы возбуждения. Чем сильнее нервная система, тем более ярко проявляется данная закономерность. Изменение силы раздражителя влечет за собой изменение силы реакции. Время реакции уменьшается при увеличении силы раздражителя.

Сильная нервная система отличается способностью нервной клетки сопротивляться длительному действию посторонних раздражителей.

Слабая нервная система характеризуется неспособностью нервных клеток воздерживать длительное и концентрированное возбуждение или торможение при действии сильных раздражителей – нервные клетки переходят в состояние запредельного торможения.

Следующим важным свойствами высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения, то есть пропорциональное соотношение этих процессов.

Показатели преобладания процессов возбуждения над процессами торможения является быстрое образование условных рефлексов и медленное угасание ориентированного рефлекса. Показатели преобладания процессов торможения является медленное образование условных рефлексов и быстрое их угасание.

Равновесие вытекает из соотношения процессов возбуждения и торможения по их силе. Если оба нервных процесса примерно одной и той же силы, то они уравновешивают друг друга. Такая нервная система называется уравновешенной. Если же один из нервных процессов (обычно возбуждение) по силе преобладает над другим (торможеним), то такая нервная система будет неуравновешенной.

Третьим свойством, положенным И.П.Павловым в определение типа высшей нервной деятельности, является подвижность (лабильность) основных нервных процессов – возбуждения и торможения.

Нервная система человека и животного постоянно подвергается воздействием окружающей среды, для которой характерны постоянство и изменчивость. Уравновешенность организма со средой достигается только при условии, если оба нервных процесса – возбуждение и торможение – по скорости протекания и быстроте смены поспевают за колебаниями среды.

Подвижность нервной системы характеризуется сменностью процессов возбуждения и торможения, скоростью начала и прекращения их ( когда этого требует условия жизни), скоростью движения нервных процессов (их иррадиация и концентрация), скоростью появления нервного процесса в ответ на раздражение, скоростью образования новых условных связей, выработкой и изменением динамического стереотипа (скорость и прочность образования динамических стереотипов, а если требует жизнь, то и ломка их).

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения образуются четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Страницы: 1 2

Материалы по теме:

Теоретические аспекты подготовки детей с ЗПР к интегрированному обучению
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жи ...

Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
Для выявления сущности коммуникативной культуры как личностно-профессионального качества педагога дадим анализ используемых понятий. Коммуникация (лат.communicatio) - акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на вза ...

Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР
Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его ...