Подростковый же возраст — возраст общения, возраст наибольшего стремления к получению одобрения со стороны сверстников и той группы, которая является значимой для подростка. Многие свои представления о социальных ролях и жизненных ценностях подростки получают именно отсюда.
С точки зрения Интернет-безопасности, это реальный и значительный риск, но многим подросткам он доставляет удовольствие, а главное - облегчает самораскрытие. И это не просто иллюзия. Канадские, американские и голландские психологические исследования показывают, что онлайновое общение улучшает коммуникативные свойства подростка и качество его реальных дружеских отношений. Если происходит обратное и виртуальное общение вытесняет реальное, это значит, что личные отношения подростка его не удовлетворяли.
Здесь есть возрастные различия. Если младшие подростки чаще экспериментируют со своей идентичностью, то старшие больше озабочены поддержанием ее стабильности и внутренней последовательности. Кроме того, дети чаще рассказывают о своих делах и достижениях, а подростки и юноши - о личных чертах, чувствах и отношениях.
Так же предсказуемы гендерные различия. В центре интереса как мальчиков, так и девочек стоит собственное Я. Это проявляется и в рассказах, и в отборе фотографий. Это основано не столько на эгоцентризме, сколько на логичном предположении, что твоих друзей, в отличие от посторонних, больше всего интересует твоя собственная жизнь. Но мальчики и юноши чаше обсуждают социальные и внесемейные проблемы, тогда как девочки говорят о своем непосредственном окружении.
Мальчики-тинейджеры чаще помещают разнообразные визуальные образы, зато сильно уступают девочкам в создании блогов (20% против 35%). В этом тоже нет ничего удивительного: девочки с детства больше приучены рассказывать о себе, у мальчиков исповедальность и эмоциональность не поощряются, считаются признаком слабости. Девочки также уделяют больше внимания оригинальности оформления своих блогов и сайтов, это для них так же важно, как оригинальность одежды, которой мальчики могут пренебречь.
Важная особенность подростковой онлайновой активности - стремление отгородиться от взрослых, учителей и родителей. Чтобы затруднить "узнавание" их сетевых образов, подростки стараются замаскировать их с помощью какой-то ложной информации, в которой компьютерно малограмотные взрослые не могут разобраться. Контроль со стороны взрослых кажется им более серьезным покушением на их свободу, чем рациональные доводы специалистов по Интернет-безопасности. На упреки родителей в скрытности и недоверии отвечают: "Но ведь это мое пространство!" Ссылки на то, что это публичное и, возможно, опасное пространство, всерьез не принимаются.
Изменение подростковых (и не только) представлений об интимности имеет свои макросоциальные корни. Для взрослых тинейджеры - с одной стороны, угроза, нарушители (девианты), которые все время делают что-то не так, а с другой - предмет озабоченности, потенциальные жертвы чьих-то чужих покушений, от которых их нужно охранять. Сами подростки не чувствуют себя ни тем, ни другим, они хотят быть, и на самом деле являются, субъектами. Однако, как и в других сферах жизни, онлайновая свобода от контроля со стороны взрослых зачастую сочетается с жестким давлением собственной возрастной группы.
Для многих современных подростков онлайновая жизнь обязательна. На вопрос одной американской матери, почему для ее 18-летней дочери так важен MySpace, последовал ответ: "Если ты не в MySpace, ты не существуешь". Онлайновая активность выражает личную потребность подростка выйти за пределы пространственных границ своего социального мира. Свобода выбора виртуальных друзей - способ преодолеть навязанную взрослыми жесткую систему возрастной сегрегации, присутствующей не только в школе, но и во внешкольных учреждениях, спорте и рассчитанной на подростков потребительской культуре.
Но внутри подросткового сетевого сообщества существует такая же жесткая иерархия, борьба за статус и популярность, как в школе или классе. Если ты не создашь удачный блог или не присоединишься к популярной сети, тебя будут считать (и ты фактически станешь) изгоем. Глупый вопрос "Сколько у тебя (сетевых) друзей?" (кто же не знает, что "настоящих друзей" много не бывает?) может оборачиваться мучительным чувством социальной и личной неполноценности.
В социальных сетях подростки находятся в мире разнообразных ролей, предлагаемых многочисленными группами — семьей, друзьями, социальными институтами и др. Современная Интернет-среда, являясь, по сути, тоже социальной «виртуальной» средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным, но в «проживании» этой роли подросток испытывает необходимость, чтобы либо принять, либо отвергнуть те ценности, установки и идеалы, которые эта роль подразумевает. Тем более, такая особенность Интернет-среды как анонимность создает все предпосылки для такого ролевого экспериментирования.
Материалы по теме:
Условия работы учителя, способствующие развитию синдрома эмоционального
«выгорания»
Проанализируем деятельность педагога с точки зрения наличия факторов инициирующих эмоциональное выгорание. Сделаем это с опорой на схему предложенную Орлом В.Е. [27,20]
Индивидуальные факторы.
Организационные факторы.
Социально-демогра ...
Теоретические аспекты подготовки детей с ЗПР к интегрированному обучению
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жи ...
Причины агрессии, её виды и механизмы действия
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинк ...
Главные разделы