Работа врача зачастую подразумевает оказание не только медицинской помощи, но и глубокого психологического влияния, поэтому специальные требования к наличию профессиональных и этических принципов являются наиболее существенными. В связи с этим встает вопрос о том, каким образом наличие определенных профессиональных предписаний может сформировать структуру личности.
По мнению Г.С. Абрамовой и Ю.А. Юдчиц изучение профессиональных требований на личностные особенности в научной психологии рассматривается не в первый раз. Профессионально-этическая система требований и его влияние на личностное формирование в профессиональной деятельности врача исходит из основных положений врачебной деонтологии – учении о принципах должного во врачебной деятельности. Существование данных предписаний на личность связана с изменением и влиянием сферы морального сознания, которая в последующем оказывает гуманизирующее влияние на личность специалиста [2, с. 91 – 100].
Рассмотрим основные положения медицинской деонтологии. Здесь речь идет не о том, чем и как лечить больного с тем или иным заболеванием – для этого необходимы профессиональные знания, речь идет об общих принципах врачевания, которые необходимы для повышения индивидуальной и общественной эффективности и полезности его. Е.К. Веселова подчеркивает, что деонтология врача это «учение о долге врача не только перед больным, но и перед народом» [17, с. 112 – 115].
Врачебная деонтология едина для всех медицинских работников. Вместе с тем особенности профессиональной деятельности врачей различных специальностей предполагают различные подходы в реализации деонтологических положений. Врачебная (медицинская) деонтология включает в себя следующие разделы конкретных знаний:
- взаимоотношение врача с обществом (государством);
- принципы поведения, взаимоотношений и действий врача по отношению к больному и окружающим его людям, в первую очередь к близким родственникам;
- взаимоотношения врачей меду собой и с другими медицинскими работниками [99, с. 212 – 214].
Все эти разделы взаимосвязан. Однако решающим фактором, который определяет взаимоотношения врача больным и его родственниками, коллегами и другим медицинским персоналом, являются положением врача в обществе. Вследствие этого влияние основных предписаний представляет собой сложное динамичное интегральное образование, отражающее определенный уровень развития личностных качеств, медицинских знаний, а также практических навыков и умений, обеспечивающих высокую эффективность профессиональной деятельности [82, с. 131]. Врачебная деонтология в широком смысле – это учение о поведении, взаимоотношениях и действиях врача, которые необходимы для защиты психики больного, его близких и окружающих, правильной организации лечебного процесса, полного использования всех возможностей при оказании помощи больному [77, с. 130 – 132].
По мнению Роберт Эммонс мораль, будучи формой общественного сознания, определяется общественным бытием, то есть мораль всегда социально обусловлена. Поэтому задачи врачебной этики состоят не только в том, чтобы установить свод нравственных критериев и требований к врачебному персоналу, но и в том, чтобы определить, при каких социальных условиях возможно их осуществление. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно, так как этика врача – это прежде всего этика гражданина данного государства [81, с. 116 – 118].
При этом по мнению Е.П. Ермолаева в любой профессиональной деятельности где имеется влияние профессионально-этических требований связано с двумя уровнями профессионального самосознания:
1) актуальный уровень, который обеспечивает реальное функционирование профессионального пространства учреждения, организации, выстроенного по требованиям действующего социального заказа. Это любые преобразования внутри системы, выдерживающие жесткие нормы, требования и правила на предмет выполнения в условиях конкретного учреждения, организации или фирмы. Он реализуется в профессиональной деятельности руководителя, учитывающего личностные особенности сотрудников и психологическое своеобразие подчиненного структурного подразделения;
Материалы по теме:
Пятнадцать шагов к уверенности в самом себе
1.Осознайте ваши силы и слабости и поставьте себе достойные цели.
2.Решите, что для вас ценно, во что вы верите. Взвесьте свои возможности и решите, каким бы вам хотелось себя видеть. Сделайте инвентаризацию в хранилище ваших сценариев и ...
Актуальность этнопсихологических знаний
Актуальность этнопсихологических знаний определена тем, что в Российской Федерации 89 субъектов с полиэтническим составом. Этническая структура населения очень сложна - в материалах переписи Российский Федерации было выделено 128 народов. ...
Ошибки интервьюеров
Число видов ошибок
, допускаемых интервьюерами, очень велико, основная их часть может быть сгруппирована в три типа:
· ошибки, нарушающие психологический контакт интервьюера и респондента, в результате которых респондент "замыкается ...
Главные разделы