Данные психолого-педагогической диагностики детей с общим недоразвитием речи позволяют специалистам определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого ребенка наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции.
Вопрос о коррекции мнестической деятельности рассматривается в различных исследованиях [19; 20]. В процессе коррекции мнестической деятельности отечественные и зарубежные психологи указывают на необходимость специально организованных занятий по развитию памяти. Кроме того, коррекционная работа должна осуществляться на занятиях, во время всех режимных моментов [12].
Основное место в психокоррекции занимает мысль о связи мнестической и интеллектуальной деятельности: наиболее эффективный способ запоминания связан с осмыслением материала, с его содержательным анализом. Многие авторы отдельно в группе методов тренировки и воспитания памяти выделяют методы, связанные с интеллектуальной обработкой запоминаемого материала [4].
При коррекции памяти предпочтение отдается произвольному запоминанию как наиболее продуктивной форме осмысленного запоминания, которое представляет собой «соединение памяти и мышления» [4]. Капунова Т.М. отмечает, что опора на смысловые связи и использование мнестических приемов способствуют повышению продуктивности запоминания различных видов материала. Смысловые связи и мыслительные операции становятся основой для формирования наиболее доступных для дошкольников мнестических приемов запоминания [16, с. 14-15].
В работе Г.С. Гуменной выделены важнейшие приемы, повышающие эффективность запоминания и воспроизведения материала [7]. Автор рекомендует в коррекционном обучении уделять внимание созданию эмоционального отношения к запоминаемому материалу, использовать наглядность, подключать как можно большее количество анализаторов (например, двигательный анализатор) при запоминании и др. В процессе повторения изученного материала Г.С. Гуменная обращает внимание на использование таких приемов, как подсказ начального элемента слова (звука или слога), беззвучное артикулирование (проговаривание), многократное воспроизведение ситуации запоминания. Автор считает, что данные приемы облегчают воспроизведение материала как при кратковременном, так и при отсроченном воспроизведении [7].
Э.Л. Фигередо на основе своих исследований детей с общим недоразвитием речи пришел к выводу о том, что коррекционную работу необходимо производить таким образом, чтобы вначале создавался и уточнялся чувственный образ предметов, который впоследствии будет опосредован словом [28]. Такая работа будет способствовать развитию продуктивного запоминания.
О.Р. Даниленкова считает, что необходимым условием высокой продуктивности запоминания является его целенаправленность [8]. Эффективность произвольной памяти зависит от умения контролировать себя в процессе запоминания, от формы предъявления материала (наглядная или словесная), от постановки мнестической задачи. При развитии преднамеренного запоминания необходимо многократное повторение.
Л.А. Зайцева предлагает различные приемы, повышающие продуктивность произвольного материала [13]. Это включение объекта запоминания в активную деятельность с опорой на активную мыслительную деятельность, установка на запоминание, двигательное и разговорно-двигательное сопровождение.
В ходе коррекции мнестической деятельности важен учет и развитие других психических процессов. Системы и методы влияния на память с целью ее улучшения основаны на регуляции внимания, совершенствовании восприятия материала, управляемости воображения, развитии волевых качеств. Любая деятельность, в том числе и мнестическая, должна подкрепляться положительным эмоциональным фоном и соответствовать потребностям и интересам ребенка [7].
Материалы по теме:
Предметно-действенное мышление
Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребено ...
«Обработка» самого себя – психологическая
особенность человека
Человек такое создание, которое в отсутствии общения с другими людьми, либо когда не хочется с кем бы то ни было обсуждать, так сказать, наболевший вопрос, может общаться со своим внутренним Я. И такое свойственно только такому существу, ...
Формирование отношений больного с церебральным параличом с членами семьи и
посторонними людьми
Как уже отмечалось, для любого ребенка самым важным человеком для постижения окружающего мира, формирования отношений к нему является мать. Самыми значимыми, во многом определяющими отношения с другими людьми, являются отношения с ней, с ...
Главные разделы