Развитие детской тревожности: психосоматический аспект

Материалы » Роль семьи в развитии детской тревожности: психосоматический аспект » Развитие детской тревожности: психосоматический аспект

Страница 2

Эта линия прослеживается и в психоанализе, в том числе в работах А. Фрейд и М. Кляйн: тревога рассматривается как фактор психического развития в тесной связи с анализом защитных механизмов. Применение более или менее совершенных и зрелых механизмов защиты свидетельствует о силе или слабости Эго и может служить показателем для прогноза дальнейшего развития. Соотношение силы тревоги и силы Эго во многом определяет, следует ли рассматривать тревогу как невротическую или как «объективную». Интересен взгляд П. Хайманн на роль механизмов защиты: «Вероятно, что психический процесс, снимающий те или иные конфликты и страхи, порождает другие, так что достигается лишь относительная свобода от беспокойства, относительный покой души. Такова психическая жизнь; затишье не может длиться долго, особенно в период роста и развития. Спокойствие, привилегия старых и мудрых, часто идет рука об руку с остановкой процесса».

С данной точки зрения фундаментальным значением для развития обладает не факт наличия тревоги, а особенности динамики ее переживания, которые определяются ресурсами личности, позволяющими совладать с тревогой. Таким образом, для исследования роли семьи в развитии (и преодолении) детской тревожности и разработке коррекционных и психотерапевтических программ необходим анализ семьи как фактора развития механизмов, опосредующих действие тревожности. В большинстве работ, посвященных изучению механизмов, опосредующих действие тревожности, уделяется определенное внимание той роли, которую в их развитии играет семейная среда.

Существенным потенциалом для анализа данной проблемы обладает культурно-исторический подход, в частности, в психосоматическом аспекте — культурно-исторический подход к психологии телесности (В. В. Николаева, А. Ш. Тхостов, Г. А. Арина). Центральным понятием данного подхода является понятие психосоматического развития, которое определяется как «процесс закономерного становления механизмов психологической регуляции телесных функций, действий и феноменов». В контексте культурно-исторического подхода смысловые структуры и эмоциональные переживания рассматриваются как формы внедрения психологической регуляции в телесные феномены, что определяет значение эмоционального развития для становления телесности. По мнению авторов, на ранних этапах онтогенеза ведущую роль играет «совместноразделенная эмоция», сопровождающая основные моменты телесного развития. Нормальное развитие обеспечивает, прежде всего, совместная радость. Замещение радости родительской тревогой может стать причиной возникновения психосоматических отклонений.

Первоначально психосоматический феномен появляется во взаимодействии в диаде «мать—ребенок». Этап коммуникативного смысла телесных феноменов —первый в психосоматическом развитии. Можно предположить, что взаимодействие в диаде, а на последующих ступенях развития более широкий спектр характеристик семейной системы опосредует действие тревожности на психосоматическое развитие ребенка.

В семье происходит означение как тревожных определенных телесных проявлений, формируются стратегии совладания с тревогой, даются модели симптоматического поведения, придаются значение и смысл телесным феноменам, отражающим действие тревоги. Можно предположить, что каждому возрастному этапу психосоматического развития присущ особы й характер опосредующей роли детско-родительских отношений в соответствии с задачами и содержанием этого этапа.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Теоретическое обоснование
Каждый новый век, сменяя предыдущий, диктует свои требования к мировоззрению и взглядам людей. Появляются новые убеждения, понятия, критерии оценки. Исходя из этого, изменяется понятие моды, претерпевают значительные изменения научная и ф ...

Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте
Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславли ...

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Недоразвитие речи – это отставание в формировании каких-либо сторон речевой функциональной системы. Особенностями речевого недоразвития занимались многие ученые, такие как Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Л ...