К практическим относятся те чувства, которые связаны со всеми видами практической деятельности человека, делающимися объектами эмоционального отношения. Это чувства, вызываемые деятельностью. Изменением её в ходе работы, её успешностью или неуспешностью, трудностями её осуществления, завершением.
Поскольку труд связан с коренными жизненными запросами человека, он вызывает многообразные чувства, связанные с процессом его осуществления. При этом в эмоциональном отношении к процессу труда очень отчётливо выделяется условность выделения в целостном эмоциональном отношении к сложному социальному явлению отдельных видов чувств: моральных, эстетических, праксических.
Чем сложнее деятельность – тем многообразнее чувства, с нею связанные.
В сфере праксических чувств можно выделить творческие чувства. Когда человек осуществляет деятельность, которая предполагает сознательное внесение в неё элементов нового, приводящего к повышению ценности создаваемого продукта деятельности. Это порождает эмоциональный отклик в виде творческих чувств.
Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что данная классификация чувств является условной и создана для удобства изучения психических явлений. Психика, как сложная и целостная система, состоит из множества взаимосвязанных элементов и процессов, влияющих друг на друга.
Невозможно изолированно воздействовать на эмоциональную сферу вне личности. Процесс изменения чувств всегда связан с изменениями самой личности. Чувства, как и все психические процессы, является отражением действительности. Однако такое отражение носит субъективный характер. Впрочем, субъективность чувственного отражения не подразумевает искажённость: если рассматривать чувства в целом, станет видно, что они отражают именно те явления и события которые затрагивают человека. Более того, чувства отдельного человека часто формируются как производная от ментальности того общества, в котором живёт человек.
Каждая личность характеризуется своеобразным отношением к действительности. Это сформировалось в процессе жизни человека. Восприятие человеческих отношений сквозь призму сложившихся убеждений характерно не только для взрослого, но и для ребёнка.
По степени интенсивности влияния на личность чувства бывают:
1 Эпизодическими переживаниями – мало затрагивающие сущность человека; находятся как бы на периферии внутреннего мира человека.
2 Глубокими чувствами – связанными с существенными устремлениями личности, с идеалами, мечтами… Могут быть конфликтные чувства, идущие вразрез с основными устремлениями личности. Такие конфликты могут привести к изменению некоторых личностных установок.
Превращение чувства в побудительную силу, ведущую к действию, переход переживания в поступок приводят к тому, что чувство приобретает новое качество – оно закрепляется в поведении. Создаёт «нравственные привычки»; человек знает, какие чувства ему присущи.
Чувства играют большую роль и в самопознании человека, поскольку оно возникает не только на основе осмысления собственных поступков и действий, но и на основе осмысления пережитых чувств. Чем значительнее эмоциональная жизнь человека – тем интенсивнее такое самопознание.
Материалы по теме:
Достоинства и недостатки применения компьютерных технологий
Внедрение компьютеров в психодиагностику в настоящее время идет главным образом по пути создания автоматизированных версий отдельных методик. Большинство этих версий касается методик со стандартизированными вербальными и статическими неве ...
Понятие игры
Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ...
Достоевский Федор Михайлович
Существует великолепная работа Т.Е. Сегалова, уже умершего талантливого московского психиатра, «Болезнь Достоевского». Писалась она в качестве сегаловской диссертации (на заре его деятельности, в 1906 году), со свойственным ему живым инте ...
Главные разделы