При целенаправленном самостоятельном запоминании ученики младших классов часто пользуются приемом повторения. Однако постепенно происходит обучение более сложным мнемическим приемам, таким как обобщение, группировка материала по смыслу, составление плана и др.
Основной вид мышления в младшем школьном возрасте - наглядно-образное. Процесс развития понятийного мышления, преодоления ограничений, характерных для допонятийного этапа, протекает достаточно медленно.
Раскрывая особенности мышления в 6-8 лет, Выготский Л.С. отмечал, что дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу [15].
Прямые и обратные операции не объединяются еще в полностью обратимые композиции, и это предопределяет дефекты понимания. Основной из них - нечувствительность к противоречию.
В начале школьного обучения дети редко используют цепь суждений - умозаключения, но уже могут устанавливать причинно-следственные связи. Самой ранней и чаще других используемой формой доказательства является пример. Однако под влиянием обучения ученики третьего класса уже способны привести обоснованное доказательство, развернутую аргументацию, построить простейшее дедуктивное умозаключение.
Развитие понятийного мышления становится возможным благодаря процессу децентрации, развитию способности отличать субъективную точку зрения от объективных отношений. В результате происходит расширение мыслительного поля, появляется возможность построить систему отношений и классов, не зависимых от позиции собственного «Я».
Уже в период начального обучения в школе проявляются гендерные различия в развитии интеллектуальных способностей учащихся. Мальчики значительно лучше ориентируются в пространственно-зрительных отношениях, девочки имеют более высокие показатели вербального интеллекта [33].
Таким образом, в возрасте 7-10 лет происходит интенсивное интеллектуальное развитие детей, которое прежде всего связано со становлением произвольной регуляции познавательных психических процессов, Однако особенности развития интеллектуальных способностей мальчиков и девочек мало изучены.
Итак, в настоящее время в психологической литературе представлено подробное описание личностных свойств детей младшего школьного возраста, определяющих их нервно-психическую устойчивость, раскрыты особенности общей самооценки, перечисляются мотивы, лежащие в основе учебной деятельности и факторы, влияющие на статус ребенка в коллективе сверстников, а также отмечаются особенности развития интеллектуальных способностей в период обучения в начальной школе. Однако отсутствует информация о специфике школьной тревожности, развитии частной самооценки, социально-перцептивных способностей, коммуникативной рефлексии и других свойств и способностей детей 7-10 лет. Кроме того, гендерные различия в развитии интеллектуальных и личностных характеристик, определяющих успешность социально-психической адаптации учащихся начальных классов описаны чрезвычайно кратко.
Выводы по первой главе
1. Адаптация - это процесс приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды, его результат и свойство личности.
2. Особенности процесса адаптации детей младшего школьного возраста заключаются в том, что многие психические процессы, обеспечивающие переработку информации, и навыки, обеспечивающие функционирование отдельных подсистем, направленных на достижение и поддержание гомеостаза, еще находятся в состоянии развития.
3. Описанные в психологической литературе основные типы проблемных ситуаций, требующие от индивида адаптивного поведения, переживают не только взрослые, но и в той или иной степени и дети младшего школьного возраста. При их разрешении они прежде всего пользуются защитными адаптивными механизмами. Возможности применения незащитных, интеллектуальных способов еще невелики, так как они требуют хорошо развитого абстрактно-логического и теоретического мышления.
Материалы по теме:
Развитие социального поведения в дошкольном возрасте
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тес ...
Методы воздействия семьи на подростков
В младенчестве и раннем детстве все потребности ребенка удовлетворяются, и от него почти ничего не требуется. По мере того, как он все больше становится способным управлять своим поведением, родители начинают ограничивать и направлять его ...
Личностные изменения ребенка, возникающие при поступлении в школу
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется ...
Главные разделы