Произошедшее за последние годы увеличение числа негативных социально-экономических факторов, воздействующих на человека, и их интенсивности способствовало привлечению пристального внимания отечественных и зарубежных исследователей к проблеме адаптации. Многие специалисты, занимающиеся изучением данного феномена, отмечают, что нарушения приспособления организма к изменяющимся условиям социальной среды имеют место не только у значительного числа взрослых, но и у детей. Интеллектуальное и личностное развитие учащихся, в том числе и формирование адаптационных способностей, является одной из главных задач, стоящих перед современной школой. Следует отметить, что младший школьный возраст заключает в себе широкие возможности для развития адаптационных способностей. Как отмечают многие исследователи период начального школьного обучения является сензитивным для:
- развития рефлексивных способностей и становления адекватной самооценки;
- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов.
Если на этом возрастном этапе ребёнок не получит эти навыки, то сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребуется неизмеримо больше усилий.
Развитие отдельных интеллектуальных свойств и личностных качеств детей младшего школьного возраста, определяющих успешность социально-психологической адаптации, частично ранее уже изучалось. Однако многие из них все же остались нерассмотренными. Вместе с тем, исследования различий в развитии адаптационных способностей мальчиков и девочек вообще отсутствуют.
Поэтому цель данного исследования заключалась в сравнительном изучение гендерных особенностей адаптационных способностей детей младшего школьного возраста
Согласно цели исследования решались задачи, направленные на: осуществление теоретического анализа механизмов школьной адаптации; нахождение и мотивирование выборку, соответствующей условиям проведенного исследования; организации эмпирическое исследование, относительно поставленной гипотезе; определению гендерные различия в уровне развития адаптационных способностей младших школьников к школьному обучению; построению выводов по результатам данного исследования.
Для решения поставленных задач была обследована значительная по объёму выборка учащихся вторых классов средней общеобразовательной школы г.Москвы. Достоверность и обоснованность результатов исследования были обеспечены репрезентативностью выборки испытуемых, использованием надежных и вылидных методов, адекватных цели и задачам исследования, а также применение современных математико-статистических методов анализа данных.
Понятие «адаптация» является одним из основных в психологии, поскольку наличие адаптационных способностей и владение механизмами адаптации позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром, успешно осуществлять ведущую деятельность и удовлетворять свои потребности. Современное представление об адаптации основывается на работах Селье Г., Анохина П.К., Березина Б.Ф. и др. В настоящее время адаптация рассматривается либо как процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, либо как результат приспособления к среде и достижение равновесия в системе «организм-среда», либо как свойство организма. Особенности адаптации детей младшего школьного возраста заключаются в том, что воздействие стрессоров, в том числе и в процессе школьного обучения, вызывает у младших школьников напряженность гормональных механизмов адаптации. Основные типы проблемных ситуаций, требующие от индивида адаптивного поведения, описанные в отношении взрослых лиц, переживают в той или иной степени и дети младшего школьного возраста. При их разрешении они прежде всего пользуются защитными адаптивными механизмами.
В рамках данного эмпирического исследования основное внимание было уделено изучению адаптационных возможностей организма. Селье Г. полагал, что способность к адаптации определяется запасами адаптационной энергии. Маклаков А.Г. рассматривал адаптацию как свойство личности и ввёл понятие личностного адаптационного потенциала – интегральную характеристику психического развития, являющуюся показателем способности к социально-психологической адаптации. Определить адаптационный потенциал можно через оценку уровня развития личностных свойств, наиболее значимых для процесса адаптации. К ним относятся нервно-психическая устойчивость и самооценка личности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма при увеличении интенсивности воздействия стрессоров, тем шире диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться.
Материалы по теме:
Трагедия прикладной психологии в России в 30-е годы
К середине 30-х годов были разгромлены также прикладные отрасли психологии, и прежде всего психотехника и педология.
Нападки на психотехнику начались в конце 20-х гг. на волне общих дискуссий, проводимых в секции естествознания Комакадем ...
Необходимость духовно-нравственного
развития молодёжи
Если общество рассматривать как единый организм, то молодёжь в нем выполняет, прежде всего, функцию регенерации этого организма, то есть за счет нее происходит восстановление утраченных и деградировавших частей. Процессы регенерации - осн ...
Понятие об акцентуациях характера
Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки.
В психологии понятие характер, означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личнос ...
Главные разделы