Заключение

Страница 2

Вместе с тем, некоторые исследователи подчеркивали, что значимыми для процесса адаптации и успешного осуществления ведущей деятельности являются уровень развития общего интеллекта (Векслер Д.) и мотивация деятельности (Леонтьев А.Н.).

В результате проведенного исследования, были обнаружены существенные особенности в уровне развития адаптационных способностей (интеллектуальных и личностных характеристик), связанных со степенью успешности социально-психологической адаптации младших школьников к школьному обучению, главным образом в гендерном аспекте:

а). Интеллектуальные характеристики - мальчики более склонны к принятию самостоятельных решений, у них лучше развито математическое мышление. В тоже время у девочек значения показателя распределения зрительного внимания на числа выше, чем у мальчиков.

Что говорит о том, мальчики значительно лучше ориентируются в пространственно-зрительных отношениях, девочки имеют более высокие показатели вербального интеллекта. В свою очередь, это указывает на различие между мальчиками и девочками в процессе социально-психологической адаптации на интеллектуальном уровне;

б). Личностных характеристики - девочки характеризуются более позитивным отношением к своим реальным особенностям, чем мальчики. Гендерные различия в отношении к учителю и одноклассникам мальчиков и девочек заключается в том, что девочки воспринимают сверстниц, как наиболее привлекательных партнёров по общению. Для девочек принципиальным является отношение с учителем как со значимым лицом, для мальчиков же взаимоотношения с учителем не столь значимо. Для мальчиков характернее и значимее, в определённой степени, взаимоотношение со сверстниками, нежели с учителем. Значимые различия в частоте встречаемости разного вида страхов у мальчиков и девочек отсутствуют. Наиболее часто страхи встречаются у детей, у которых имеются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками. Эти результаты также помогают сделать о том, что также, как и по интеллектуальным характеристикам, по личностным характеристикам у мальчиков и девочек имеются существенные отличия в адаптационных способностях.

Учащиеся начальных классов обладают высоким уровнем развития некоторых невербальных интеллектуальных способностей, но в тоже время существенно меньшим объёмом активного и пассивного словарного запаса (табл. №1). Большинство из них обладают положительной самооценкой. Интерес к процессу познания и желание стать образованным человеком и хорошим специалистом наиболее часто выступают в качестве ведущих мотивов учебной деятельности (табл. №5).

Около одной трети младших школьников достаточно часто переживают состояние тревоги в процессе школьного обучения. При этом тревожность прежде всего проявляется в ситуациях проверки знаний и связана со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих (табл. № 7).

Гендерные различия в развитии адаптационных способностей касаются интеллектуальных способностей, соответствующих отдельным интеллектуальным факторам по Д.Векслеру. Мальчики практичнее, чем девочки. Они лучше разбираются в происходящих событиях. Кроме того, у них лучше развито математическое мышление. Однако девочки легче справляются с заданиями, требующими распределение внимания (табл. № 2). По сравнению с мальчиками девочки характеризуются более позитивным отношением к своим реальным особенностям («Я-реальное»). Гендерные различия в отношению к учителю и одноклассникам младших школьников заключается в том, что девочки воспринимают сверстниц, как наиболее привлекательных партнёров по общению. Развитие стрессоустойчивости у мальчиков и девочек 8-9 лет значимо не различаются.

Таким образом, в процессе написания данной работы и проведённого эмпирического исследования были выполнены цель и задачи исследования. Гипотеза исследования: существуют гендерные различия в уровне развития адаптационных способностей (интеллектуальных и личностных характеристик) младших школьников к школьному обучению, была подтверждена.

Страницы: 1 2 

Материалы по теме:

Среда, наследственность и развитие личности
В психологии проблема соотношения биологического и социального фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности; степень «животности» и степень «человечности» в личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личност ...

Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий
Рассматривая технологию как законосообразную педагогическую деятельность, мы еще раз выделяем в качестве ведущей характеристики личностно-развивающей педагогической ситуации ее диалогичность. Диалог как универсальная естественная форма ч ...

Гендерные особенности проявления лидерства у студентов
По мнению Э. Гидденса, интерес к исследованию гендерных особенностей проявления лидерства в студенческой группе обусловлен двойственным характером ее происхождения: с одной стороны, она обособлена, а с другой, обусловлена специфическим вл ...