Половое созревание - центральный, стержневой процесс переходного возраста. Но процесс этот не сводится к измене биологических изменений. Человеческая сексуальность - сложное биосоциальное явление, продукт совместного действия биологических и социальная сил[9].
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки.[10] В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
Одно из возражений и строится обычно на основе такого понимания и заключается в следующем. Если личности нет вне системы социальных связей, если она изначально социально детерминирована, то какой смысл говорить о вхождении ее в систему социальных связей. Не будет ли при этом повторяться одна из старых ошибок в психологии, когда утверждалось, что новорожденное человеческое существо не есть еще человеческое существо и ему предстоит пройти путь «гоминизации»? Не совпадает ли понятие социализации с процессом гоминизации? Как известно, Л.С. Выготский решительно протестовал против изображения ребенка как существа, которому еще необходимо гоминизироваться. Он настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. Если социализацию отождествлять с гоминизацией, то есть все основания крайне негативно относиться к «социализации».
Сомнение вызывает и возможность точного разведения понятия социализации с другими, широко используемыми в отечественной психологической и педагогической литературе понятиями («развитие личности» и «воспитание»). Это возражение весьма существенно и заслуживает того, чтобы быть обсужденным специально. Идея развития личности — одна из ключевых идей отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания — социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность.
Чтобы стать мужчиной или женщиной индивид должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую роль. Половая идентичность личности предполагает осознание индивидом своей половой принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, а так же психосексуальных установок и ориентации (интерес к противоположному полу).[11]
Хотя закономерности психологического развития личности еще недостаточно изучены, психологи не сомневаются в том, что половая идентификация - продукт социализации, воспитания и научения. Социальное развитие мужчин и женщин, которые получают одинаковое образование и занимаются одной и той не деятельностью, неизбежно ослабляет поляризацию мужских и женских ролей, тем более что индивидуальные различия мужчин и женщин никогда не укладывались в рамки этой поляризации. Это не означает, разумеется, полного устранения половых различий в поведении и психике во взаимоотношениях мужчин и женщин, но все чаще строятся не в соответствии со стереотипными предписаниями половых ролей, а на основе учета индивидуальных особенностей личности, это касается и сексуального поведения.[32]
Так называемый "двойной стандарт" утверждает разную половую мораль для мужчин и для женщин: мужчина может быть сексуально активным, женщина должна терпеливо ждать, пока ее выберут, и даже после этого проявить сдержанность. Сегодня такое представление уже не является безраздельно господствующим; молодежь все больше ориентируется на принцип равенства прав и обязанностей [24].
Все это преломляется в юношеской психологии. Половое созревание заново актуализирует для подростка давно решенный, казалось бы, вопрос о его половой идентичности в том случае, что подросток начинает в ней сомневаться, но в том что усложняются измерения «маскулинности» и «феминности», в которых все большую роль приобретают собственно сексуальные моменты /появление сексуальных интересов и т.д.[34].
Материалы по теме:
Понятие межличностных отношений в группах и коллективах
Субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия носят название межличностных отношений.
Природа межличностных отношений существенно отличается от ...
Особенности формирования общения у детей с умственной отсталостью
При социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью трудно разрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная са ...
Аспекты духовно-нравственного
развития личности в юности
Структурное многообразие, то есть системность, является способом существования любого вида материи, в том числе и духовной. Под структурой понимается совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Сюда включается общая орган ...
Главные разделы