Трудности профессиональной самореализации определены не только эмоциональным неблагополучием, неспособностью к продуктивному общению и посредственным интеллектом, но и характерным для воспитанников школ-интернатов отсутствием жизненной перспективы, устремленности в будущее, недостаточным умением прогнозировать. Вследствие этого у большинства мальчиков-подростков не осознаны профессиональные намерения. Будущая профессиональная деятельность воспринимается не как поле творческой самореализации, а как средство обретения самостоятельности, понимаемой, прежде всего, как материальная обеспеченность. При этом притязания мальчиков-подростков в сфере будущего материального благополучия весьма умеренны. Результатом этого во многом становится выбор тех специальностей, которые при минимально затраченных усилиях на их освоение обеспечат им в будущем минимальное благосостояние.
Минимизация жизненных потребностей мальчиков-подростков из школ-интернатов во многом сопряжена с невыразительностью их волевых качеств. Регламентация во всех сферах жизни, дисциплинарная ориентация воспитания сводят к минимуму волевую активность подростков. Это порождает неуверенность, боязнь реальных и мнимых трудностей, нежелание брать на себя ответственность за их преодоление, склонность обвинять других в своих собственных неудачах. Таким образом, в силу проблем в эмоциональном и интеллектуальном развитии, общении большинство подростков социально дезадаптированы уже в стенах школ-интернатов. Неспособность к волевой саморегуляции и профессиональному самоопределению лишь усугубляет дезадаптацию после выхода их в самостоятельную жизнь. Многие попадают в криминальный мир, страдают алкоголизмом, заканчивают жизнь самоубийством.[15]
Неготовность к положительной самореализации в обществе указывает еще на одну проблему развития подростков из школ-интернатов — неуспешность формирования ценностно-смыслового ядра личности, ее нравственной базы и мировоззрения. Это неудивительно в условиях отстраненности от культурной жизни общества, вольного или невольного акцентирования их ущербности по сравнению с другими людьми, информационного и эмоционального голода, постоянной внешней регламентации деятельности. В данных условиях эффективность воспитания у мальчиков-подростков качеств, предъявляемых к ним сегодня как к будущим отцам, чрезвычайно мала, что подтверждается случаями, когда в школах-интернатах воспитываются дети выпускников школ-интернатов. Эта ситуация побуждает более внимательно отнестись к проблемам развития личности мальчиков-подростков в условиях школ-интернатов, связанным с их полоролевой социализацией, готовностью к созданию полноценной семьи и выполнению родительских обязанностей.
Материалы по теме:
Понятие страха в современной детской психологии
Известный физиолог И.П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождае ...
Выводы
По мнению З. Фрейда, застенчивость - это симптом, она представляет реакцию на неосуществленные первобытные стремления подсознания.
Все выше перечисленные теоретические подходы к проблеме застенчивости, указывают и подтверждают то, что за ...
Принципы и закономерности психического развития в теории развития Л .С
.Выготского- Д .Б. Эльконина
Теория развития детской психики получила свое основание в работах Л . С . Выготского и была продолжена работами его учеников и соратников – А.Н.Леонтьева, Д . Б . Эльконина . В качестве основного принципа рассмотрения развития Л . С . Выг ...
Главные разделы