Понятие эмоций, представление об эмоциях

Страница 1

Понятие об эмоциях и чувствах.

Эмоции (от лат. emoveo-потрясающий, волнующий) - особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей.[18;С.459]

Эмоции - это часто заблаговременная реакция на ситуацию и ее оценка. В результате под влиянием эмоции человек реагирует на еще не наступивший контакт с раздражителем. Таким образом, эмоция выступает в качестве механизма предвидения значимости для животного или человека той или иной ситуации.

Эмоции – это дифференцированная оценка разных ситуаций. В отличие от эмоционального тона, который дает обобщенную оценку, эмоции более тонко показывают значение той или иной ситуации. [51;С.52]

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие - негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь - все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями. Чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к. другим людям и к самому себе. [19;С.162]

Источником эмоций является объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека - как простейших, органических, так и потребностей, обусловленных его общественным бытием, - вызывает у него положительные эмоции (удовольствие, радость, любовь). То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции (неудовольствие, горе, печаль, ненависть).

Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей. Равнодушный, безразличный ко всему человек не способен ставить и решать большие жизненно значимые задачи, добиваться настоящих успехов и достижений.

Не последнее место занимают эмоции и чувства в учебной деятельности. Эмоционально взволнованный рассказ учителя или эмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем и у школьников, а в этом состоянии их восприятие обострено. Скучный урок вызывает апатичное состояние, ученики на таких уроках плохо воспринимают материал.[19;С.163]

Внешнее выражение эмоций.

Изменяя жизнедеятельность человека, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связаны с изменением кровообращения – в состоянии гнева, страха человек бледнеет, так как кровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда или смущения человек краснеет, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделение, сердце начинает усиленно биться или, наоборот, «замирает». При гневе и радости учащается дыхание.

Эмоции проявляются и в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела-поза, жест), а также в так называемой вокальной (голосовой) мимике (интонация,- выразительные паузы; повышение или понижение голоса, смысловые ударения). Различная интонация при произнесении, например, слова «что» может выражать радость, удивление, испуг, растерянность, гнев, равнодушие, презрение и т. п. По мимике и: пантомимике мы, в частности, и судим о переживаемых человеком эмоциях.

Переживая радость, человек улыбается, смеется, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя. В состоянии сильного гнева у человека хмурятся брови, лицо краснеет, движения становятся резкими, дыхание становится тяжелым, голос угрожающим. И горе очень выразительно внешне - человек весь согнулся, поник, плечи его опущены, у рта - горестная складка, он рыдает или, наоборот, цепенеет от горя.

Конечно, менее сильные и глубокие эмоциональные переживания не проявляются в такой резкой внешней форме. А в тех случаях, когда человек научился управлять выразительными движениями, сдерживать их, эмоции и вообще, могут не проявиться внешне.

Для выражения наиболее глубоких и сложных эмоций и чувств человечество в процесс развития создало искусство: музыку, живопись, скульптуру, поэзию. Произведения искусства, отражая большие чувства художников, писателей, композиторов, всегда волнуют, вызывают у людей ответные эмоциональные реакции. [19;С.164]

Особенности эмоций

Положительные и отрицательные эмоции. Эмоции есть непосредственное переживание отношения человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и безразличным. Безразличное, равнодушное отношение обычно не связано, с какими-либо эмоциями. Если какие-то предметы, явления, факты соответствуют нашим потребностям или требованиям общества, они вызывают у нас положительное отношение, положительные эмоции. Если нет, они вызывают: отрицательное отношение и соответствующие переживания. Таким образом, эмоции человека имеют· положительный или отрицательный характер. Положительное отношение человека к чему-либо выражается в таких эмоциях как удовольствие, радость, счастье, веселье, ликованье, любовь. Отрицательное отношение выражается в эмоции неудовольствия, страдания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее целей
Катализатор любой конфликтной ситуации - это стремление противостоящих сторон к достижению определенных общественно или лично значимых целей. Цели сторон - движущая сила конфликтной ситуации. В оправдание цели конфликта с позиции каждой и ...

Ошибки интервьюеров
Число видов ошибок , допускаемых интервьюерами, очень велико, основная их часть может быть сгруппирована в три типа: · ошибки, нарушающие психологический контакт интервьюера и респондента, в результате которых респондент "замыкается ...

Особенности развития слухоречевой памяти дошкольников в норме и при речевых нарушениях
Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходя ...