В психологической литературе можно встретить несколько определений понятия «одаренность»:
1. качественное своеобразие сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Теплов);
2. общие способности, или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
3. умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;
4. совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;
5. талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. [26]
К первым исследованиям одаренности можно отнести работы Ф. Гальтона, занимающегося изучением интеллектуальной одаренности. Интеллектуальная одаренность при этом оценивалась на основе измерения коэффициента интеллекта. На таких же позициях стоял Л. Тернер, изучавший различия между детьми с высоким и низким коэффициентом интеллекта. Вплоть до середины нашего столетия одаренность отождествлялась с интеллектом и измерялась с помощью коэффициента интеллекта.
Со временем, однако, стало ясно, что одаренность отличается от интеллекта. Так, Е. П. Торранс отмечал: «Если бы определяли детей как одаренных на основе тестов на интеллект, мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих. Это процентное соотношение верно независимо от того, каким измерением интеллекта мы пользуемся, и какой образовательный уровень мы исследуем – от детского сада до средней школы». [69]
Этого же мнения придерживаются отечественные психологи. Так, Н. Д. Левитов указывает: «Говоря об одаренности, всегда мы имеем в виду сочетание способностей, однако этим термином подчеркивается еще их творческий характер. Если человек точно и быстро выполняет работу, не проявляя при этом никакого творчества, едва ли можно назвать его одаренным. Одаренные дети, как и взрослые, отличаются тем, что проявляют способность к творческой деятельности». [31]
В отечественной психологической науке, как уже было отмечено выше, проблема одаренности рассматривалась в связи с проблемой одаренности. Это работы Б. Г. Ананьева, В. А. Крутецкого, Н. С. Лейтеса, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова и других отечественных психологов.
Часто слова «одаренный» и «талантливый» употребляют как синонимы. При совместном употреблении термины «одаренный» и «талантливый» выступают как род и вид. Всякий талантливый ребенок является вместе с тем и одаренным, но не каждый одаренный может быть назван талантливым. Некоторым одаренным детям еще предстоит достичь уровня талантливости, но не всем это удается. [16]
В. Э. Чуднов и В.С. Юркевич подчеркивают, что «понимание одаренности, как только интеллектуальной характеристики, не соответствует подлинному представлению о высоком развитии возможностей человека. Одарен, необычно развит не сам по себе ум человека, одарена его личность». [58]
Одаренность – это совокупность всех данных человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, - это не только интеллект, но и во взаимодействии с ним все другие свойства и особенности личности. [59]
С. Л. Рубинштейн указывает на то, что в общую одаренность включаются не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента – эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т. д.». [50]
Показателями одаренности, по мнению С. Л. Рубинштейна, могут служить темпы, легкость усвоения и быстрота продвижения, широта переноса, время проявления способностей.
Материалы по теме:
Структура инсайта
Будучи неофициальным консультантом (врачом-психологом) представителей высших эшелонов власти СССР (в Кремле) и научно технической элиты (авиации, космонавтики, ядерной энергетики), общаясь годами с истинно творческими личностями, я имел в ...
Искусство общения как основа коммуникативной
культуры
Общение нельзя отнести к сложному и тем более слабо изученному процессу коммуникации. Все мы без особых затруднений общаемся между собой, влияем друг на друга, с детства владеем речевой деятельностью, как главным средством общения. И, тем ...
Мифологический образ трикстера и феномен деструктивности
Общечеловеческие нормы и ценности вырабатывались на протяжении многих исторических эпох. Человек, являясь субъектом общечеловеческих норм и ценностей, постоянно находится в социальных связях с социумом.
Поскольку границы нормы весьма усл ...
Главные разделы