В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, мы используем свой личный опыт. [25]
Н. Башкирова выделяет пять тактик семейного воспитания:
1. Диктат. Вполне естественные требования, которые мы предъявляем ребенку, вдруг превращаются в приказы и насилие. Происходит подавление самостоятельности и инициативы ребенка, унижение его чувства собственного достоинства.
2. Опека. Чрезмерная опека ребенка с ограждением его от всяческих трудностей и отстранение от всех вопросов, встающих перед семьей. Дети перестают стремиться к самостоятельности, у них отсутствует инициатива творческое мышление.
3. Конфронтация. Это тактика воспитания, при которой все члены семьи встают в позицию вражды. Взрослые и дети живут своей жизнью, подмечая все недостатки друг друга и демонстративно выражая недовольство ими.
4. Мирное сосуществование. Можно сохранять внешнюю гармонию и быть при этом совершенно чужими друг другу. Мирное сосуществование доходящее до невмешательства и полного отсутствия интереса членов семьи друг к другу. Обособленность родителей от ребенка в таких семьях считают мудрым педагогическим принципом, который способствует самостоятельности маленького человека.
5. Сотрудничество. Семья – это маленький коллектив с общими устремлениями. При этом каждый член семьи – личность со своим характером и своими целями в жизни. Если каждый стремиться помочь и поддержать друг друга, и все вместе строят и совершенствуют свой семейный очаг, это называется сотрудничеством. Такая семейная тактика – самая плодотворная.[4]
Дефицит общения взрослого с ребенком ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других - к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях - даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза. Например, явление госпитализма, возникающее в закрытых детских учреждениях из - за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться со взрослыми и сверстниками, то он ни стал бы культурно и нравственно развитым человеком, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживым, лишь внешне, анатомо - физиологически напоминающим человека. [37]
Но, не смотря на это, ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом [37]. Взаимодействие родителей и ребенка – это процесс взаимного приспособления, в котором ответы партнеров взаимообусловлены и ритмически организованы [37].
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Успешное воспитание ребенка может происходить только в гармоничном взаимодействии материнского и отцовского начал, ибо истинное родительство выражается в соуправлении отца и матери процессом воспитания созидательной самостоятельности своего ребенка.[23]
Мать – это человек, с которым малыш связан еще до своего рождения и непосредственно после рождения. Мать ухаживает за ним, кормит, воспитывает. Поэтому еще до рождения малыша возникает сообщество мама-ребенок. [39]
Материалы по теме:
Понятие культуры поведения. Нормы поведения
С. В. Петерина культуру поведения дошкольника рассматривает как "совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности". [ 20, с.6] Культура поведения не сво ...
Особенности интеллектуального развития
Нарушения зрения и умственная отсталость.
Традиционно первым вопросом матери к акушерке всегда являлся вопрос: «Это мальчик или девочка?»
Современные женщины, осведомленные о возможности рождения ребенка с недостатками в развитии, часто ...
Разнообразные формы работы с импульсивными детьми
Процесс психолого-педагогической коррекции неконструктивного поведения дошкольников будет успешным, если педагог создаст такие условия, в которых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям, другим методам не нарушит ест ...
Главные разделы