На начальном этапе творец всегда испытывает нарастание внутреннего психического напряжения. Это предтворческая ступень стресса творчества. Схематизируя чувства, переживания и состояния предтворчества, выделим три основных их вида.
Первый проявляется как душевные мучения и даже приступы отчаяния из-за якобы бесплодного напряжения в поисках творческих достижений. Мучения, метания жаждущего их могут мешать переходу к акту творения [13].
Мучительное предтворческое состояние может повторятся, прерывая процесс вдохновенного творчества. В ходе многолетних обширных исследований неординарной работоспособности при дистрессе, проводившихся в 1960-1970-х гг., было обнаружено, что "развитие стрессовых трансформаций мышления может привести либо к уходу от решения стрессовой проблемы (вплоть до возникновения психопатологических состояний или асоциальных устремлений личности), либо к возникновению инсайтных форм решения. В последнем случае переход от дискурсивно-логического мышления к инсайтному часто опосредуется стадией мыслительной растерянности, эмоциональной подавленности, иногда переживаниями горя, безысходности и т.п., что можно рассматривать как стадию псевдоухода от решения стресогенной проблемы. Такая стадия обыкновенно необходима для возникновения мыслительного озарения, инсайтного решения задачи, казавшейся неразрешимой" [10; 205].
Во втором виде предтворчества в мыслях и чувствах возникает пустота при первых же попытках творить "великое" и "вечное". Человек говорит: "Все забыл, в голове - пусто. А надо ли делать что-либо?" Если после этого появляется вдохновение, то такую невольную пустоту мыслей и чувств можно расценивать как проявление стрессовой психической релаксации, спонтанно возникающей на предтворческой ступени возникающей на предтворческой ступени стресса творчества. Она, снимая эмоциональные перегрузки, готовит мышление к продуктивному творчеству.
Третий вид предтворчества проявляется как эустресс (приятное психологическое напряжение) у некоторых счастливцев. Безотчетная радость, легкость и беспечность, как волна, подхватывает таких людей и несет к началу акта творения [13].
Наиболее полно предтворческие состояния рассмотрел известный художник-дизайнер А.Н. Цыбин. Изложим его суждения (личное сообщение 2006 г.), уточненные автором этой статьи.
1. Главное условие обеспечивающее вхождение в творческое состояние, - одиночество творца. Хотя бы на время создания творений их автор должен жить в условиях социальной депривации. Однако отделятся от людей нужно лишь как от раздражителя, отвлекающего на себя слишком много душевной энергии. Необходимо, чтобы сохранялся тонизирующий творца социальный его окружения как легкий раздражитель, напоминающий ему о теме нужности его творчества.
Именно таким был Парижский период творчества Э. Хемингуэя. Он работал - писал - в малолюдном кафе за отдельным столиком. Беда, если кто-нибудь подходил к нему с навязчивым вниманием - его творческий процесс ломался [13].
2. Предтворческому состоянию может быть полезен легкий конфронтационный фон, т.е. легкая сердитость творца на окружающих близких ему людей.Л.Н. Толстой перед погружением в творчество гневался на жену, будто неверно переписавшую его рукопись. Переводчик древних стихов А.Г. Нейман, как мы узнали во время сеанса психоанализа с ним, сердился на жену, "сам не зная зачем и почему", и чем острее бывало его раздражение, тем лиричнее получались переведенные им стихи.
3. Из работ З. Фрейда известно, что сексуальный стресс может стать мощной преднастройкой творчества, сублимируясь в него [25]. Сексуальное напряжение, сублимируясь в творчестве, приносит наряду с воодушевлением, одухотворенностью, вожделением еще и агрессию эгоизма.
Материалы по теме:
Формирование коммуникативной культуры студента как
основа профессиональной подготовки
Процесс формирования коммуникативной культуры существует в рамках педагогического процесса, который определяется как "реализация цели образования и воспитания в условиях систем, в которых организовано взаимодействие воспитателей и во ...
Воображение и память как познавательные процессы
Воображение можно определить, как способность человека волевым усилием восстановить и представить в образной форме те ощущения и восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях, ...
Семья - как малая социальная группа
Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отнош ...
Главные разделы