Кроме игровой терапии могут применяться и другие методы коррекционного поведения, которые можно разделить на две группы:
Первая группа – методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности, изменение содержание видов деятельности, смысла деятельности.
Одним из видов таких деятельностей, можно использовать художественную деятельность в различных жанрах искусства. «Искусство – отмечал С. Т. Шацкий, - гармонично формируя все компоненты личности, способно развить эмоции и чувства ребенка, переориентировать идеалы, ценности, мотивы, изменить его поведение» (7, с.243).
Использование искусства в коррекционной работе получило название арттерапия. В арттерапии используются такие жанры искусства, как музыка, литература, живопись, театр и др. Участвуя в арттерапии – изобразительной деятельности, в литературном и музыкальном творчестве, драматизации – ребенок получает неограниченные возможности для самовыражения и самопознания.
Музыка и музыкотерапия (музыкальные импровизации, слушание музыки, ритмичные движения под музыку) эффективное средство развития личности ребенка, коррекции его поведения. «С помощью музыки, - считал Бехтерев В.М., - можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных, урегулировать их поведения»(8, с. 47). Музыку можно использовать как основной, ведущий коррекционный фактор, так и дополнить музыкальным сопровождением некоторых коррекционных занятий, например рисование, для усиления их воздействия.
Литература или библиотерапия имеет свои возможности для становления произвольного поведения.
В процессе чтения, слушание литературного произведения, сопереживание литературным персонажем, дети учатся понимать не только чувства, поведение поступки героев, художественного произведения, но и свои собственные, получают представления об иных возможных способах поведения; имеют проявить личные эмоции, но и сравнить их с эмоциями других детей. То есть усиливается способность ребенка анализировать и, следовательно, контролировать эмоциональные реакции, свое поведение.
Рисование, рисуночная терапия. Участие детей в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлено на то, чтобы помочь ему преодолеть недостатки в поведении, научится ими управлять.
Перед импульсивными детьми (им трудно концентрировать внимание, они торопятся, их силы быстро истощаются) – становятся следующие задачи: продолжить рисовать начатое; не перескакивать на другой сюжет; сосредоточится на определенной детали рисунка и дорисовать его до конца; мысленно проследить и проговорить нарисованное; сосредоточить внимание на протяженных объектах; обязательно закончить начатое.
Вторая группа методов коррекции поведения детей – методы изменения отношения к ребенку: личный пример взрослого и сверстника; игнорирование поведения ребенка; «разрешение» на поведение; изменение статуса ребенка в коллективе; поощрение или педагогическая поддержка. Поведение взрослого (слова, чувства, поступки) – эталон, образец, объект подражания для ребенка. Родители, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ребенком. Поэтому с ним необходимо проводить планомерную разъяснительную работу. Прежде всего, надо объяснить мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что ребенок такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже к ухудшению его поведения.
Ребенок, чьи родители подходят к воспитанию в тесном сотрудничестве с педагогами и действуют в одном направлении, очень скоро начинают понимать, что требуют от него взрослые. Как только исчезает разногласие в действиях взрослых, ребенок становится спокойным и увереннее в своих силах. Для старшего дошкольника примером, кроме взрослого, становятся сверстники. Поэтому иногда целесообразно обратить внимание на сверстника, который ведет себя хорошо, и справился с некоторыми недостатками своего поведения. Этим взрослый косвенно подчеркивает, что не плохое поведение, а хорошее заслуживает внимания и одобрения воспитателя. В работе с проблемными детьми огромное значение имеет такой метод, как педагогическая поддержка.
Педагогическая поддержка – это определенная реакция взрослого, воспринимаемая ребенком как награда за социально одобряемое поведение ребенка. Используя метод педагогической поддержки, взрослые отказываются от негативной, критической оценки личности ребенка, его поведения и неуспешных действий; поощряют инициативу, и желание ребенка соблюдать правила поведения; сопереживают неудачам, выражают готовность прийти на помощь, сотрудничать с ним.
Педагог, приняв к сведению рекомендации специалистов, осуществляет процесс обучения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную обстановку.
Материалы по теме:
Развитие психологического процесса как постепенного
биологического созревания
Обратимся к первой теории – теории развития психологического процесса как постепенного биологического созревания. Характерным для этой теории является одно исходное положение: признавая развитие как трансформацию, систему качественных изм ...
Ребенок и больница
Заболевание ребенка — это недуг и для среды, в которой он живет, болезнь и для родителей, для всей семьи. Это беда для всей семьи. Большое значение этого факта должны учитывать те врач и сестра, которые собирают анамнез, стремясь выяснить ...
Проблема гендерных различий
Гендерные различия – это многоаспектное понятие, включающее физиологические, психические и социальные различия мужчин и женщин. Подходы к этой проблеме могут быть совершенно разными, и зависят от того, с позиций какой дисциплины, какими м ...
Главные разделы