Умственно отсталые дети и подростки испытывают трудности в невербальном общении. Это происходит из-за ограниченных возможностей в социальной перцепции, отклонений в поведении. Коммуникация также затруднена расстройствами эмоциональной сферы и несформированностью навыков самоконтроля. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимики и жестов затрудняют общение умственно отсталых лиц с другими людьми.
Умственно отсталые подростки и юноши могут вообще не владеть устной речью. В этом случае большое значение приобретает обучение их невербальным способам коммуникации, выражению своих эмоций и потребностей посредством мимики и жестов.
Психологические исследования детско-родительских отношений позволили установить связь между домашней обстановкой, внутрисемейными отношениями и формированием коммуникативных навыков у умственно отсталых детей (K. Nihira, C. E. Meyers, I. T. Mink, 1980).
Снижение степени нарушения интеллекта существенно влияет на способности преодолевать затруднительные ситуации общения (S. Sores, L. Nota, 2000); на развитие социальной перцепции, т.е. способности умственно отсталых лиц самостоятельно ориентироваться в ситуациях общения, понимать состояния, чувства, намерения другого человека (E. Rempt 1986; J. R. Flynn, 2000).
Для изучения особенностей когнитивного компонента невербальной коммуникации Л. М. Шипицыной и О. В. Защиринской было проведено исследование. Обследовали учащиеся специальных (коррекционных) школ VIII вида 8 – 10 лет (группу составили учащиеся с диагнозом «легкая умственная отсталость» и «умеренная умственная отсталость»). Контрольная группа испытуемых в возрасте 7 – 8 лет обучалась в общеобразовательной школе.
Исследование проводили по методике «Позы человека» (Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, 2008). Методика включает в себя серию картинок с изображениями поз и действий человека: в виде пиктограмм (6 картинок), рисунков (12 рисунков: с изображением человека женского (6) и мужского (6) пола); фотографий (12 изображений человека женского (6) и мужского (6) пола).
Методика обследования включала в себя следующие этапы: идентификация человека; различение гендора; идентификация действий человека, узнавание статических и динамических поз; выявление особенностей навыков общения (виды коммуникации, используемые ребенком в процессе выполнения заданий, нарушения речи).
Одним из основных процессов, обеспечивающих невербальную коммуникацию, является восприятие. Скорость и безошибочность распознавания пантомимики человека являются критериями, по которым можно ориентироваться в способностях к невербальной коммуникации у умственно отсталых детей.
Качество распознаваниея поз человека детьми с легкой и умеренной умственной отсталостью снижается в 2 раза по сравнению с нормально развивающимися детьми. По мере снижения интеллекта сохраняется тенденция дальнейшего снижения качества распознавания поз человека.
Обнаружено влияние гендерных различий на распознавание поз человек.
80% лиц с умственной отсталостью составляют лица мужского пола. В эксперименте выявлена тенденция повышения уровня распознавания поз у мальчиков. Эта тенденция отмечается при всех нарушениях интеллекта.
Значимым оказалось влияние особенностей изображения поз человека на их распознавание. С меньшим количеством ошибок распознаются стимулы со статическими позами по сравнению с динамическими. При этом общее качество распознавания у детей с умственной отсталостью статических и динамических поз человека значительно снижено по сравнению с общей выборкой испытуемых.
При увеличении сложности позы качество распознавания снижается.
Дети с умственной отсталостью более чем в два раза хуже нормально развивающихся сверстников распознавали позы. Наибольшие затруднения вызывало узнавание поз человека по фотографиям. С большей успешностью детям удавалось определить позы человека на пиктограммах, а не на рисунках и фотографиях. Школьники с умеренной умственной отсталостью достоверно чаще по сравнению с детьми с легкой степенью нарушения интеллекта давали неправильные ответы.
Материалы по теме:
Отношение с учениками
Прежде чем нам рассмотреть формирование школы, будет лучше рассмотреть отношение Фрейда с учениками, так как именно из переписки с ними и с друзьями можно увидеть, как начала зарождаться школа психоанализа, как внутри неё строились отноше ...
Основные ветви, разделы этнопсихологии
В мировой науке этнопсихология в XX веке получила значительное развитие. В результате разобщенности исследователей даже возникло две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией, и п ...
Условия формирования внимания
Формирование внимательности начинается с первых шагов малыша, продолжается в школе, других учебных заведениях и на работе. Оно заключается в управлении вниманием каждого индивидуума в процессе его учебной и трудовой деятельности. В зависи ...
Главные разделы