Поскольку большинство работ написано на тему исследования общения у лиц с легкой умственной отсталостью, мы рассмотрим особенности общения у детей с легкой умственной отсталость в сравнении с детьми с ЗПР.
Нарушения вербального общения у детей с умственной отсталостью встречаются довольно часто – в 40-60% случаев. Наблюдается ограничение речи до нескольких слов, речевые нарушения вследствие деформации органов речи (расщепление неба), речевые нарушения при нарушенном слухе, позднем развитии. Речь оказывается лишена выразительности, при недостатке высшей интегральной способности (Л. М. Шипицына, 2005).
У детей с ЗПР не наблюдалось ярко выраженных нарушений слуха и деформации речевых органов. Бедность речи и неспособность рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречавшихся в их опыте, связаны с недостаточностью запаса знаний об окружающей их естественной и социальной среде, а не нарушением интеллекта.
Потребность в общении не является врожденной потребностью человека, а возникает и развивается в процессе жизни и взаимодействия ребенка с окружающими (Л. М. Шипицына, 2005).
Отмечается снижение потребности и ограниченный круг общения у школьников с умственной отсталостью (Г. М. Дульнев, 1955). Личностные и деловые отношения складываются между детьми с нарушением интеллекта трудно и медленно. Для них характерна неадекватность реакций. Умственно отсталым школьникам сложно понять интересы партнера по общению и соотнести свои личные интересы с общими интересами коллектива.
У детей с ЗПР снижение потребности в общении или избегание контактов связано с легкой функциональной недостаточностью нервной системы, что приводит к быстрой утомляемости ребенка, а также с нехваткой знаний и умений в сфере межличностных отношений, несформированностью произвольной регуляции эмоциональной сферы.
Выявлено значительное отставание в развитии разных форм общения у умственно отсталых детей 6 – 7 лет от имеющихся возрастных норм. Для 73% детей характерна внеситуативно-познавательная форма общения. Лишь 27% из них овладели ситуативно-деловой формой общения к концу дошкольного возраста (Д. И. Аугене, 1987). Аналогичные исследования М. И. Лисиной шестилетних детей с ЗПР показали, что у 79% детей преобладал ситуативно-деловой уровень общения со взрослыми.
Внеситуативно-личностная форма общения, которой дети с сохранным интеллектом овладевают к 5 – 7 годам, оказалась недоступной ни одному умственно отсталому ребенку старшего дошкольного возраста (Д. И. Аугене, 1987). Дети с ЗПР аналогичного возраста также не владели внеситуативными уровнями общения со взрослыми, которые побуждаются потребностью в познании мира предметов и явлений, а также мира человеческих отношений.
У большинства умственно отсталых учеников отмечаются негативные переживания по поводу возникающих межличностных отношений со сверстниками, которые имеют поверхностный характер, а для большинства младших школьников с ЗПР общение со сверстниками не играет существенной роли, 73 % учеников классов VII вида не упоминают сверстника в качестве желаемого субъекта общения (Р. Д. Тригер, 2008).
Умственно отсталые дети не усваивают и не воспроизводят уже сформированные навыки общения.
Общение умственно отсталых учеников и учеников с ЗПР с другими детьми и со взрослыми весьма ограничено и происходит без заметной активности и инициативы. Важное значение имеет общение с людьми из ближайшего социального окружения.
Между детьми с ЗПР и умственной отсталостью существует также много сходства. Например:
– низкий уровень речевой активности;
Материалы по теме:
История развития мышления
Психология мышления, как направление, появилась лишь в 20 веке. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности протекания мышления - к ассоциативным закона ...
Современный этап в разработке проблемы семьи, воспитывающей ребенка с
отклонениями в развитии
Современный этап развития коррекционной педагогики и психологии характеризуется поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей, страдающих физическими и психическими недостатками. В этой связи проблема семьи, воспитывающей реб ...
Теория игры Д.Б. Эльконина. Основные единицы игровой деятельности
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности , заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра, по оп ...
Главные разделы